День (Киев) | А. Кузьмук | 11.05.2002 |
Как свидетельствуют письма наших читателей, съезд славянских народов, который состоялся недавно в Москве, вызвал у них большей частью негативное отношение к очередной попытке поднять на щит идею панславизма, в данное время ограниченную в географическом и политическом пространстве тремя постсоветскими странами. Эта тема уже рассматривалась в предыдущих публикациях? Дня?: письме А. Ципко (N96) и статье доцента Киево-Могилянской академии И. Лосева (N101). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию исторический взгляд на идею объединения славянских народов в единое государство киевлянина Алексея Кузьмука.
В определенных политических кругах России уже в который раз разыгрывается как политическая карта идея объединения славянских народов в единое государство. Учитывая нынешний процесс объединения Европы, такое мнение может показаться соблазнительным. Отталкивает только силовой метод такого объединения, в результате которого, опять-таки, возникнет государство, в котором будет доминировать единая русская культура. Европейский метод объединения радикально отличается от российского, потому что основывается на системе морально-этических ценностей, большинство из которых зародилось на территории Европы.
При внешнем подобии языков и культур восточные славяне радикально отличаются в методах разрешения социальных проблем, отличаются своей моралью. И неудивительно. Многовековая история создания, развития и краха русского самодержавия не могла не оставить следа в мировоззрении россиян и доныне продолжает влиять на общественные процессы в России. Украинец же всегда сторонился власти, добровольно передавая право ее формирования другим, однако право на собственную мораль всегда оставлял за собой. Разница в мировоззрении при общем подобии культур могла зародиться только вследствие долговременных процессов, которые существенно повлияли на повседневную жизнь народа, отпечатавшись в его обычаях и быту, а также в семейных отношениях.
Сначала мне было непонятно, почему в Украине женщину и хозяйку официально называют? дружиною?, в России — ?супругой?, от слова? супряга? или? упряжка?, а в Польше? малженкой?. Разгадка, по моему мнению, кроется в древней истории нашей земли.
Задолго до возникновения первых государств в обществе доминировали матриархальные отношения. Они базировались не на голой почве, а возникли вследствие культа духовной праматери, царицы небесной, которая в общественном воображении многих народов приобрела образ богини земли, матери всего живого. Вследствие такого идейного мировоззрения авторитет женщины значительно вырос, стал доминирующим в жизни общества, оттесняя мужчин на его периферию. Женщины не только составляли духовную элиту, они стали законодателями, врачами, даже воинами. Придавая духовный статус растениям как детям праматери-богини, женщины научились отличать их, классифицировать, даже выращивать, используя в лечении и питании. Мужчины сберегли свои позиции только в охоте и примитивном скотоводстве, где была важна их сила.
Жизнь мужчин все больше проходила в странствиях по степным просторам, и в их воображении образ Бога приобрел мужские черты, черты Бога- творца. Так, на востоке образовалось общество кочевников, объединенное качественно иным культом.
Сосуществование этих двух цивилизаций приобретало различные формы — от военных действий до идеологического противостояния. Но были попытки и мирного сосуществования, тем более что в этом случае оба культа во многом дополняли друг друга. Подобное слияние произошло и на территории нашей родины. Духовный союз двух богов мужского и женского пола отразился на отношениях мужчины и женщины, положив начало институту современной семьи. Женщина в представлении мужчины стала его духовным двойником, другом, ?дружиною?, а такой союз с разрешения обеих религий приобретал духовный статус, становясь узаконенным и долговечным.
Подкреплением слияния двух культов стало и культивирование при храмах царицы небесной новых культур — пшеницы и ячменя, принесенных скотоводами-ариями из далеких земель и ассоциируемых с колосом, сыном бога света или солнца и богини земли. Сначала их выращивание носило культовый характер, однако впоследствии стало видом хозяйственной деятельности. Небольшие одиночные фермы при центрах матриархата — Маланки — стали культивироваться в семьях, которые объединялись в новые образования — сельские общины. Такие общины стали хорошей трудовой школой для будущих поколений, поскольку труд в них был не просто источником материальных благ, но и культовым обрядом. Возник так называемый славянский пояс, который пролег между зоной патриархата и матриархата. Впоследствии на этой территории возникла новая прослойка общества — людей труда, славенов, которые составили промышленно-хозяйственную базу будущих государств и империй.
Однако, зажив мирно, наши предки отучились воевать и часто становились жертвами набегов воинственных степных орд, которые исповедовали крайний патриархат. Женщина в таких родах была полной собственностью мужчины, и если и имела какой-то вес, то только как продолжательница рода. Особенно трагически развивалось столкновение общины полян с ордой обров или оборов, которых греки называли аварами.
Поляне были народом, который чуть ли не больше всего вобрал в свои обычаи и культуру элементы религии единения солнца и земли. Даже землю свою, лоно (ленд или лянд) они считали священной, потому что на ней происходило действо любви, лада. Полянки знали не только тайны растениеводства и земледелия, но и были посвящены в науку женских чар и обольщения, жрицами Лады, богини, рожденной от любви неба и земли.
Авары, сломив сопротивление полян-мужчин, значительная часть которых ушла в северные финские леса, вдруг столкнулись с пассивным сопротивлением полянок. Часто бывало, что поруганная полянка, закрыв сонного обра в избе, поджигала ее и сама бросалась в огонь. Но большинство покоренных полянок не прибегало к таким крайностям, а использовало все свое умение, чтобы выбороть себе звание законной женщины, хотя бы меньшей, младшей, малженки. Впоследствии обры отправились в Венгрию и в Польшу. Именно там полянки в полной мере реализовали свои таланты, став организаторами хозяйств наподобие полянских. Даже детей своих они воспитывали как полян, и новая земля от них получила название Полония или Польша. От обров у польской шляхты остались разве что воинственность и жажда власти.
Поляне-мужчины на северных землях также пытались возродить быт и обычаи потерянной родины. Но новая земля была куда менее пригодной для земледелия, и Николе-поселянину стала нужна женщина другого сорта, сильная телом и покорная душой, из которой он мог бы воспитать себе надежную помощницу, супрягу. Именно эти женщины стали матерями будущих поколений северных полян, которые составили духовное ядро в процессе становления русской нации.
Следовательно, поляки и россияне являются все-таки родственниками украинцев, но если с россиянами мы породнились по мужской линии, то с поляками — по женской. И поляки, и россияне всегда подсознательно стремились возвратить потерянную родину — Маланию или Вкраину, землю, близкую? к раю?. Но это невозможно уже потому, что двух родин у одного народа не бывает, как не бывает у трех народов одной родины. Однако Украина могла бы стать центром ДУХОВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ славян и как колыбель славянских культур, и как нация, которая сберегла негативное отношение к светской власти и потому никогда не станет злоупотреблять ею.
Киев