День (Киев) | М. Белецкий | 11.05.2002 |
Один из главных вопросов, которые задаёт себе в связи с предстоящим визитом Папы человек, следящий за политической ситуацией в Украине, звучит так: Насколько велика и опасна возникшая в обществе конфронтация? И каковы могут быть её последствия?
Украинская Православная Церковь, находящаяся в каноническом единстве с Московским Патриархатом, отреагировала на этот визит необычно энергично. Сначала — январское письмо к Папе предстоятеля Церкви митрополита Владимира с заявлением о нежелательности визита, об отказе от встречи и о неучастии в программе визита представителей УПЦ (МП). Затем, уже в мае и июне, вместо ответа на достаточно дружественное письмо Папы — демонстрации и крестные ходы духовенства и верующих с протестами против визита, с накалом страстей и оскорбительными лозунгами. Для Церкви, в течение длительного времени избегающей резких движений и конфликтных акций, последние демонстрации выглядят слишком конфронтационными.
Вместе с тем следует помнить, что письмо Папе и крестные ходы — акции совершенно разного характера и что за ними стоят разные силы. Вообще УПЦ (МП), как и объемлющая её Русская Православная Церковь, — структура сложная и неоднородная, внутри которой действуют различные течения с различными представлениями и целями. Письмо митрополита Владимира Папе, одобренное Собором епископов, есть выражение официальной позиции Церкви. Действительно, священноначалие Церкви единодушно в негативном отношении к визиту Папы. Здесь сказываются и инерция исторической памяти о многовековой вражде православия и католичества, и обиды, накопленные в последнее десятилетие при борьбе за храмы в Западной Украине, и, наконец, оглядка на Московский Патриархат, настроенный на жёсткое противостояние католицизму. Вместе с тем письмо Папе — дипломатический документ, выдержанный в достаточно уважительных тонах. Его автор отдавал себе отчёт, что Папа приедет и уедет, а Православная и Католическая Церкви останутся, и диалог между ними так или иначе продолжится. Равно как и в том, что выразить своё отношение к приезду Папы необходимо, но сам этот приезд неизбежен. Думаю, большинство священноначалия УПЦ (МП) было заинтересовано в том, чтобы ограничить реакцию на визит Папы данным письмом и больше к этому не возвращаться. Ректор Духовной академии и семинарии в телевизионном выступлении говорил о том, что Церковь не намерена проводить никаких массовых акций.
Но в УПЦ (МП) и рядом с ней есть силы, заинтересованные прямо в противоположном. Для фундаменталистски настроенных членов Церкви Ватикан — извечный враг, источник всякого зла, борьба с ним — одна из главных задач Православной Церкви. Подготовка к визиту Папы привела к активизации именно этих сил, таких, как Союз православных братств или недавно созданное объединение? Путь православных?. Именно они инициируют демонстрации и крестные ходы, и в глазах массы украинских граждан именно они теперь надолго будут представлять лицо Церкви.
Вернёмся к вопросу, поставленному в начале статьи. Насколько раздуваемая конфронтация опасна для общества? Социологические исследования показывают, что население Украины относится к приезду Папы в основном положительно: в одном из исследований о безусловно позитивном отношении к нему заявили 44% опрошенных, о безразличном — 23%, о преимущественно негативном 4%. Казалось бы, 4% это тоже немало, но любой человек, следящий за результатами опросов, знает о неизбежности негативного отношения части населения к любому явлению, причём доля негативно относящихся, как правило, бывает существенно больше названной величины. Вместе с тем 44% положительно относящихся — для Украины процент достаточно высокий.
Что же касается продолжающихся демонстраций и крестных ходов, направленных против Папы, то пока максимум участников в Киеве был около тысячи человек. Если организаторы очень постараются, то смогут увеличить это число в несколько раз. Возможны аналогичные акции в каких- нибудь городах Востока и в Крыму. На телевизионном экране это может выглядеть достаточно внушительно. Но что бы ни говорили организаторы, в масштабах страны это касается очень незначительного круга людей. И православные верующие в своей массе, да и сами священнослужители отнюдь не склонны выказывать такую непримиримость и агрессивность. А потом Папа уедет, для этих демонстраций исчезнет повод, и их мобилизационный заряд сойдёт на нуль. Сильное ли последействие испытываем мы сейчас от куда более многолюдных демонстраций? Украины без Кучмы? Единственным длительным последствием нынешних акций окажется глухое раздражение той почти половины населения страны, которая приветствует визит Папы, раздражение, которое она перенесёт не на непосредственных организаторов акций, а на саму Церковь, связанную с Московским Патриархатом. Особенно, если этим умело воспользуются традиционные противники последней. Так что именно эти акции, а не сам визит Папы представляют собой опасность для позиций УПЦ (МП) в украинском обществе.
Активные противники визита выглядят достаточно изолированными. Их, за редкими исключениями, пока не поддержали даже традиционные левые — враги Запада и сторонники обновлённого Союза. Казалось бы, на первомайских демонстрациях левых, где звучали и антизападные лозунги, и призывы к славянскому единству, было бы самое место сказать что-нибудь против Папы и католической экспансии. Но нет, как-то не прозвучало. Зато со стороны представителей правых и центристских партий нет недостатка в выражениях поддержки визита. В том числе и со стороны партий, обычно дружественно расположенных к УПЦ (МП). Как пример приведём заявление СДПУ (о), в котором, помимо всего, содержится призыв к противникам визита удержаться от деструктивных действий.
О позиции властей Украины нечего и говорить — это редкий случай консенсуса всех ветвей власти, представители которых наперебой доказывают полезность папского визита. Иногда явно невпопад — например, в заявлениях, что он будет содействовать укреплению стабильности, позволит улучшить межцерковные отношения, ускорит решение проблем в отношениях между государством и Церковью. Вот уж, чего не будет, того не будет.
Что даст визит Папы в международном плане? Визит главы Ватикана в Украину в глазах мира — нормальный очередной визит, ничего особенного. Нормально ведут себя власти. Ненормально выглядело бы, если бы визиту кто-нибудь помешал. Кто-то протестует, но на то и свобода.
Особняком, конечно, стоит Россия. Заявления нескольких официальных лиц с негативной оценкой визита Папы в соседнюю страну выглядят, по меньшей мере, странно. В том числе, и слова нового посла Виктора Черномырдина: ?Визит Папы Римского — дело Украины, но, наверное, не очень хорошо и не очень правильно?. Можно понять, когда подобные заявления делает патриарх РПЦ, но Виктор Степанович не должен бы считать Украину своей канонической территорией.
Мягко говоря, преувеличены повторяемые заявления о том, что визит римского Понтифика будет содействовать росту имиджа Украины, позволит Европе составить о ней объективное мнение и т. п. Папа объездил половину стран мира. Вот недавно побывал в Сирии, сильно ли это повысило её имидж? Другое дело, что к Украине на несколько дней визита будет обращено благожелательное внимание стран Запада. Отметят контраст с нетерпимой Россией, куда Папа уже и ехать не хочет. Вспомнят об Украине немного и ненадолго, но больше хорошего, чем плохого. А вообще главный внешнеполитический итог визита в том, что он придаст уверенность представителям Украины на международной арене. Теперь они смогут выступать от имени страны, известной не только коррупцией и скандалами, но и принимающей главу католической Церкви, одного из ведущих духовных лидеров современности. И это уже неплохо.