День (Киев) | 11.05.2002 |
Сергей Макеев, доктор социологических наук, Институт социологии НАН Украины:
— Визит Папы в Украину разбудил много страстей — как внутри нашей страны, так и вне ее. Видимо, можно выделить два плана, связанные с визитом Папы. Первый — это явное обострение межконфессиональных отношений (хотя, конечно, Папа — миролюбивый человек). Все мы в Киеве были свидетелями многотысячных манифестаций (я бы употребил такое слово, поскольку это были манифестации своих чувств и своего отношения к визиту). И визит, конечно, реанимировал уже затянувшиеся раны, связанные с известным переделом церковной собственности.
(По данным всеукраинского представительного опроса, проведенного фирмой СОЦИС совместно с Фондом? Демократические инициативы?, в феврале этого года (опрошено 1200 респондентов) 44% опрошенных относились к визиту Папы Римского позитивно, 4% - негативно, 14% - затруднились дать однозначную оценку, 23% ответили, что им все равно и 16% не смогли ответить на вопрос, так как ничего не знали о визите Папы в Украину. Большинство участников опроса (60%) также по разным причинам считали, что этот визит существенным образом повысит престиж Украины на международной арене. — Прим. ред.).
Вместе с тем, нельзя, конечно, отрицать и другого плана визита Папы, который, может быть, не столь явственен и отчетлив. И его литургия, и все его послания украинскому народу содержат в себе одну весьма важную мысль: все, что вы должны сделать в Украине, может и должно быть делом ваших собственных рук. И в этом — очень непростом — деле вам не на что больше опереться, кроме как на свое мужество, на свое упорство и на свое терпение. И вот эта вот работа по выстраиванию новой Украины (независимой, самостоятельной и обеспеченной) может быть успешной только в том случае, если каждый из, может быть, верующих, а скорее всего, все-таки граждан, будет помнить не только о своих собственных интересах, но и об интересах всех вместе взятых. Я думаю, что вот это послание Папы вряд ли будет услышано в силу сложившейся и политической практики, и политической ситуации. Между тем вот эта апелляция к толерантности и к внимательному и прочувствованному расслышиванию того, о чем, может быть, не столько говорит, сколько думает, мечтает украинский народ — это, я думаю, то, что в большом дефиците сегодня (и в политических элитах, и в политических партиях и, может быть, даже среди граждан). Вот эта часть послания, я думаю, менее всего будет услышана, расслышана и воспринята.
Владлен Лутай, доктор философских наук, профессор:
— Важной составляющей деятельности Папы Римского Иоанна Павла II является развитие им идей экуменизма церквей на основе достижений современной философской методологии. А именно: 1. Более четкого выявления наличия у всех людей некоторой хотя бы минимальной системы фундаментальных ценностей и интересов. 2. Признание необходимости конкретизации этой системы в разных формах в каждом учении, то есть, плюрализма данных форм. 3. Замены принципа признания только своего учения как единственно истинного на уважительное, коммуникативно-диалоговое взаимодействие разных учений.
Тем самым разрабатываемое им экуменистическое учение направлено не на поглощение других церквей католицизмом, а на их дальнейшее прогрессивное развитие. В этой связи важнейшей задачей всех церквей, всего народа Украины является глубокое овладение последними достижениями современной философии, науки, теологии. Только на этом пути мы сумеем преодолеть тот антагонизм, который нередко возникает как между представителями разных церквей, так и в нашем обществе в целом.
Оксана Забужко, писательница:
— Я хочу верить и хочу надеяться, что визит Папы принесет Украине Божье благословение. На Киевскую землю несколько веков не снисходило такой непосредственной апостольской благодати. Когда мы говорим о нашей стране, что это Богом забытый край и Богом забытая земля, мы употребляем это как метафору. А это не совсем и метафора. Религиозная история Киева и Украины в ХХ веке — это история страшных преступлений, в том числе и тех, которые творились под сенью церкви против человечества и против Бога. Так называемая Московская Православная церковь, или так называемое красное православие не имеет своего храма на святой земле в Иерусалиме. Там есть храм белого православия (т.е. бывшего имперского царского). В 20 х годах прошлого века произошел раскол церквей на красное и белое православие. Поведение кремлевского православия, которое пошло на службу к Сталину и которое с того времени эту службу верно несло, поведение московских православных священников перед визитом Папы однозначно продемонстрировало, что эти люди вели себя очень грубо. Если ты христианин, то независимо от того, к какой церкви принадлежишь, ты должен понимать, что Папа — это прямой наместник апостола Петра. Если для тебя апостол Петр и Иисус Христос что-то внутренне значат, то ты абсолютно не будешь учитывать политических импликаций этого сюжета. Между тем московские священники повели себя как чиновники на политической службе. И то, что прямая апостольская благодать наконец снизошла на украинскую землю, я думаю, это действительно очень важно, это очистит Украину от той душевной и духовной грязи, которая здесь накапливалась.
Кроме того, я думаю, что это очень подымет престиж греко-католической церкви, которая из всех украинских христианских церквей, по-видимому, наиболее духовная. И не только учитывая ее мученическую в ХХ ст. историю (мы действительно мало знаем историю этой церкви, историю ее мучеников). За всю двухтысячелетнюю историю католическая церковь знала немногим больше 400 стигматиков. Из них 5 были в греко-католической церкви на Западной Украине в 30-е годы. Это очень много и это свидетельствует о том, что эта церковь в ХХ ст. в Украине несла Божий дух и Божью благодать.
Что касается организации визита, то следовало понимать, как по мне, что Папа — это не только глава государства, ибо Ватикан — это, в первую очередь, не политическая единица. Поэтому организация встречи Папы должна заключаться не в количестве матерящихся милиционеров, а несколько в другом. Организация визита Папы Римского продемонстрировала отсутствие в Украине на всех уровнях религиозной культуры. Кто такой Папа, что на самом деле значит его визит и какие при этом у людей, считающих себя христианами, возникают чувства — организаторы этого действия, кажется, очень плохо себе представляли. Меня, например, глубоко потрясло, что из всех украинских официальных лиц, которые были представлены Папе, ни один не почувствовал потребности подойти под благословение. Прошу заметить, что это люди, которые охотно посещают храмы, считают или называют себя христианами. У них даже не возникло мысли, что это может быть единственный шанс за всю жизнь притронуться к перстню апостола Петра. Т. е., в этом смысле организация очень советская. И ей очень недостает религиозной культуры и культуры вообще.
Сергей Удовик:
— Несомненно, визит Папы — это особое событие в жизни Украины. Вокруг него переплелось столько линий интересов, ожиданий, напряжений, что значение этого визита можно будет реально оценить только в будущем. По свежим следам можно сделать только в какой-то мере поверхностные выводы. Во-первых, Украина в очередной раз показала миру свою исключительную толерантность. Киевляне отнеслись к визиту со здоровым любопытством, воспринимая Папу больше не как религиозного деятеля, а как историческую личность, которая вот тоже посетила наш город. Во-вторых, таких беспрецедентных мер безопасности город не наблюдал ни когда сюда приезжал Клинтон, ни во время визита Ельцина. Фактически, граждан изолировали от Папы. Тотальное перекрытие всех возможных путей передвижения вызывало у многих неприкрытое раздражение, только не к Папе, а к нашим перестраховщикам. Создавалось впечатление, что на стадионе? Чайка? больше половины посетителей составляли представители милиции или различного рода служб безопасности, как будто бы этот визит был не для людей, а для? галочки?. В-третьих, многие киевляне отнеслись к Папе с искренним сочувствием: в таком возрасте и при таком состоянии здоровья он продолжает ездить. Однако надо отметить, что взгляд у Папы Иоанна Павла II очень цепкий, глубокий, сосредоточенный и даже в какой-то мере пронизывающий. Это взгляд совсем не восьмидесятилетнего человека. В-четвертых, будем надеяться, что визит Папы привлечет внимание населения страны к великому символизму христианской Церкви, к ее обрядам, праздникам, значению литургии, символически отражающей жизнь Христа, и к самому образу Христа-Искупителя.