Русская линия
День (Киев)11.05.2002 

Кто главнее в разговоре с Богом?

d11
Русская линия«>

ОБЗОР РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ ЗА ИЮНЬ 2001 ГОДА


День (Киев), 21 июня 2001 г.

?Папский визит не пробудит нас от летаргического сна?
Вопросы задавала Клара Гудзик

Накануне визита папы Иоанна Павла II в Украину на вопросы газеты? День? ответил архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь Исиченко (Украинская Автокефальная Православная церковь).
— Чего вы ожидаете, Ваше Высокопреосвященство, от визита Римского папы в Украину; какой аспект этого визита считаете наиболее существенным?
— Наиболее существенными последствиями визита римского архиерея являются рост в Украине общественной заинтересованности церковной жизнью, а также знакомство украинского церковного сообщества с современными формами осуществления апостольской миссии Церкви в мире. Визит римского понтифика, осуществленный со свойственной ему масштабностью, — это вызов для консервативных кругов в Церкви, а также вызов для тех из нас, украинцев, кто смирился с собственными трудностями и пытается трактовать провинциальную отсталость как добродетель.
— Как вы будете оценивать результаты приезда Римского понтифика? Что будете считать неудачей визита, а что — успехом?
— Визит обернется неудачей, если повлечет за собой дальнейший рост или сохранение межконфессиональной нетерпимости, общественной нетолерантности, так ярко проявившихся во время подготовки к визиту. Есть опасность роста антиклерикализма в социально обделенных средах. ?У нас нет за что хлеба купить, а они…?, — эти разговоры слышны уже сейчас, учитывая сообщения о расходах на организацию массовых акций во время визита Папы. Успехом же визита для целой Христовой Церкви в Украине может стать ее адекватный ответ на вызов глобализации, осознание того, что и мы обязаны проповедовать Христа речью, выразительной и убедительной для современного человека, речью, которая будет услышана в целом мире, а не только в нашем маленьком мирке. Надеемся на осознание безусловной необходимости для современной Церкви быть независимой духовно, политически и экономически, уметь свободно оперировать современными информационными технологиями, а не бесконечно жаловаться на них.
— Что, по вашему мнению, может существенно воспрепятствовать успеху визита папы?
Политизация церковной жизни, жажда различных общественных сил использовать визит с собственной конъюнктурной целью. Недостаток чувства собственного достоинства у людей, которые отказываются проявить свойственное славянам чувство гостеприимного хозяина и прячутся от нежелательного визитера. Бюрократические болезни римской курии, которая за все годы независимости Украины так и не отыскала соответствующей формы для осуществления контактов с Православными церквями вне установленного диптиха (т. н. неканоническими), вполне свободно общаясь с лютеранами, англиканцами, другими направлениями протестантизма, с нехристианскими течениями.
— Повлияет ли визит папы на статус Украинской греко-католической церкви? Каким образом?
— Украинская Греко-католическая церковь уже имеет вполне определенный статус и в украинском обществе, и в структуре Католической церкви. Ее поместный уклад имеет все надлежащие составляющие: управление митрополитом, собственное каноническое право, регулярные архиерейские соборы, хорошо налаженную монашескую жизнь, сеть образовательных учреждений и тому подобное. Не думаю, что смена титула главы УГКЦ, по поводу чего было множество дискуссий в течение последних лет, что-то существенно изменит. Католическая церковь восточного обряда не может стать полностью независимой от римского престола и приобрести статус автокефальной. И вряд ли кто-то из практикующих католиков хотел бы этого. Очевидно, визит папы должен окончательно завершить дискуссии об украинском патриархате в мирских кругах УГКЦ и содействовать преодолению определенных проблем в отношениях католических общин двух обрядов в Украине. Возможно, наконец и околоцерковные политики осознают эфемерность идей о сочетании УГКЦ и украинских Православных Церквей в едином Киевском Патриархате.
— Повлияет ли визит папы на расстановку сил в украинском православии? В украинском христианстве?
— Очевидно, папский визит должен бы пробудить в православном сообществе осознание собственной христианской тождественности и общности проблем и заданий различных православных юрисдикций в современной Украине. Похоже, что для УАПЦ и УПЦ-КП этот фактор оказался плодотворным. Во всяком случае, он ускорил начало работы межцерковной комиссии, созданной еще 8 ноября 2000 г. и до сих пор бездеятельной. Помогло понимание того, что в своем служении обе Церкви могут полагаться только на собственные силы. А вот более широкой консолидации христианских сообществ не заметно. Даже конфессионно нейтральные проекты, предусматривавшие сотрудничество различных православных юрисдикций, не удалось реализовать. Причина до сих пор одна: возложение надежд УПЦ-МП на поддержку связанных с ней политических и правительственных кругов в Украине и вне нее.
— Изменит ли визит Папы взаимоотношения между Ватиканом и Константинополем и каким образом? Взаимоотношения с Московской патриархией? Не может ли окончательно прерваться православно-католический диалог?
— Возможно, как раз успешный визит папы в Украину сможет завершить период блокировки православно-католического диалога Московской Патриархией. Ведь провал политического давления Москвы на Ватикан и на украинского президента с целью предотвратить визит папы в Украину не может не показать необходимость говорить и с Ватиканом, и с нашим Президентом другим языком, свойственным корректным отношениям равноправных, хотя, может, и неприязненных друг к другу партнеров. Постыдные демонстрации, проведенные Союзом православных братств в Киеве, засвидетельствовали мизерность собственных ресурсов черносотенцев: они смогли вывести на улицы — даже за вложенные средства! — только несколько тысяч малообразованных случайных лиц, декларировав перед этим свое влияние на 35 миллионов украинских граждан. Папский визит, во всяком случае, имеет уже одно успешное последствие: он покончил с мифом о мощном идеологическом влиянии Московского Патриархата на общественное сознание украинцев.
— Как, по вашему мнению, относится большинство украинского общества к визиту папы — одобрительно, враждебно или безразлично?
— К сожалению, папский визит также не станет фактором, способным пробудить нас от летаргического сна общественной апатии, наступившей в последние годы. Большинство наших соотечественников вряд ли проявляет какую-то личную заинтересованность или личную враждебность относительно визита. Может, это и не называется полным безразличием, но, во всяком случае, является отчужденным ощущением постороннего наблюдателя.
— Считаете ли достоверным, что преемник папы Иоанна Павла II также захочет приехать в Украину?
— А почему и нет? Только хотелось бы, чтобы тогда это уже нас не удивляло и не ошеломляло. Ведь наихудшее в современном визите папы — проявленное украинцами чувство собственной незначительности, которого не имели другие православные нации (румыны, греки, грузины), когда встречали папу. Нам бы уже время привыкнуть к статусу государственной нации и связанным с этим обязанностям и ответственности.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика