Русская линия
Независимая газета08.05.2002 

Юбилей всеобщего света и добра
Семнадцать веков христианства Армении

Архимандрит Езрас

Сегодня армянская община Москвы переживает нелегкие времена. Российские армяне оказались перед фактом внутрицерковного конфликта, в который, в частности, вовлечены бывший глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Тиран Кюрегян и назначенный указом Католикоса всех армян Гарегина II ее нынешний руководитель, архимандрит Езрас Нерсисян. Последний до назначения на этот пост являлся духовным пастырем армян Санкт-Петербурга и Западной России. По канонам 1700-летней Армянской Апостольской Церкви все указы и решения Католикоса являются обязательными к выполнению всеми остальными служителями Церкви. Во второй половине дня четверга Католикос всех армян Гарегин II лишил Тирана Кюрегяна сана. Неофициально представитель Эчмиадзина сказал, что в случае продолжения своей антицерковной деятельности господин Кюрегян может быть даже отлучен от Церкви. Новоназначенный архимандрит Езрас делится с читателями «НГ» своими мыслями по поводу празднуемого в этом году 1700-летия принятия Арменией христианства.
ТЫСЯЧУ семьсот лет назад в мире появилось первое христианское государство, являющееся по сей день неотъемлемой и неделимой частью мирового христианского сообщества. Этой страной стала Армения, народ которой удостоился подобной чести через всеобщее обращение в веру Христа. Однако очевидно, что право быть первым не стало какой-то особой привилегией, а востребовало еще большей обязанности. Именно поэтому Армянская Апостольская Церковь, Армения и весь армянский народ празднуют сегодня юбилей с великой радостью, «но без излишней гордыни», как сказали бы отцы-основатели нашей Церкви.
Мы ясно осознаем и еще раз подчеркиваем, что 1700 лет становления и существования первого в мире христианского государства не может и не должно считаться сугубо национальным событием, ограничивающимся рамками Армянской Апостольской Церкви и пределами Армении. Это событие действительно имеет большое значение для христианской цивилизации и всего просвещенного человечества, а посему является общей ценностью. Более того, мне как главе Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви особо отрадно отметить, что существование первого христианского государства, взявшего на себя сложную миссию сохранения своей приверженности и преданности Христовой Вере, — достижение, в том числе базирующееся на установлении, сохранении и укреплении многовековых уз взаимопонимания, взаимодоверия и взаимопомощи с Русской Православной Церковью, Российским государством и братским русским народом. Армяне всегда видели и продолжают видеть в России великое христианское государство, внесшее неоценимый вклад в укрепление христианской солидарности, сохранение и приумножение общехристианских и общечеловеческих ценностей. Характерно, что это непоколебимое чувство духовного единения было сформировано еще во времена существования Киевской Руси, где с особой любовью почиталось имя Святого Георгия Просветителя — первого главы Армянской Апостольской Церкви. Последняя же, в свою очередь, почитает и воздает дань светлым именам святых мучеников Бориса и Глеба. Первые иконописные образы Святого Григория Армянского появились в новгородских храмах еще в XII веке, а в 1445 году по указу новгородского архиепископа в этом славном городе была воздвигнута первая Русская Православная Церковь Святого Григория Армянского.
История русско-армянских межцерковных отношений — это, безусловно, история стремления двух Церквей и народов объединить свои усилия перед вызовами времени, дабы не допустить разрушения прочного многовекового фундамента своей христианской сущности, нацеленности на созидание и приумножение непреходящих ценностей добра и света, которые и определяют значимость и сам смысл 1700-летнего существования христианской Армении. Празднуя этот юбилей, сегодня мы принимаем на себя особую обязанность по отношению к прошлым и грядущим поколениям, суть которой, как сказал Католикос Всех Армян Гарегин II, заключается в превращении 1700-летия во Второе Сошествие Духа Святого — посредством пробуждения нашего христианского сознания и жизни.
Есть еще один особый смысл и знамение в 1700-летнем юбилее принятия Арменией христианства как государственной религии. Празднуется он в год 2000-летия рождения Христа, в период, когда все человечество обращает свои взоры к христианской религии и роли христианских институтов в нашей жизни. Более того, именно в нынешнем году исполняется 10 лет независимости наших государств, которые встали на путь общественного благоустройства и духовного очищения. Это обстоятельство всегда приветствовалось Армянской Апостольской и Русской Православной Церквями, которые использовали 10 лет свободы для укрепления христианской веры, распространения Слова Господня, восстановления и строительства храмов. Отрадно, что этот созидательный, но в то же время очень сложный путь наши Церкви, народы и государства проходят бок о бок — в атмосфере конструктивного диалога и в духе братской взаимопомощи. Уверен, что мы никогда не свернем с этого пути, а наш созидательный труд еще больше укрепит веру в сердцах нашего народа и верность извечным ценностям христианства.
Именно поэтому крайне важно правильно понять вневременную сущность юбилея возникновения христианской религии и первого в мире христианского государства. Это продолжительный и постоянный процесс церковного и общественного усовершенствования, результатом которого должно стать приумножение света и добра.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика