День (Киев) | Клара Гудзик | 08.05.2002 |
18 мая Каролю Войтыле исполняется 81 год. Уже почти 23 года он возглавляет одну из христианских Церквей — мировую Католическую церковь. Под именем Иоанна Павла II он занимает древнюю кафедру Римского папы.
Что такое? римский папа? (?отец?, ?наставник?)? Это, во- первых, глава Римско-католической церкви, крупнейшей церкви мира, которая насчитывает свыше миллиарда верующих. Одновременно папа является верховным правителем Ватикана — микроскопического суверенного государства, которое находится на холме Монто Ватикано в центре Рима и со всех сторон окружено высокой крепостной стеной. Титул? папа? (отвечает православному? патриарх?) существует в Западной церкви с IV века; а до того глава Западной церкви именовался? епископом?. Римские папы имеют длинный официальный титул, который включает такие названия духовной должности, как? Епископ Рима и наместник Иисуса Христа?, ?Преемник Св. Петра, князя апостолов?, ?Патриарх Запада?, ?Монарх Ватикана?, а еще — ?Раб рабов Божьих?. Папа Иоанн Павел II — 263-й папа в почти 2000-летней истории Западной церкви.
Будущий Папа — Кароль Войтыла родился в Польше, в городке Вадовице недалеко от старинного Кракова. Воспитывал Кароля отец, который служил офицером (мать умерла, когда сыну было 9 лет). Был он человеком серьезным, даже строгим, особенно после смерти жены, и очень верующим. Поэтому считал нужным закалять характер сына, приучать — морально и физически — к самым тяжелым условиям жизни. Кароль с юных лет отличался упорством, смелостью, атлетизмом, а также открытым, ?контактным? характером. Играл в футбол, плавал в опасных речках, катался на лыжах в горах, у подножия которых расположен его родной город Вадовице. С детства был очень набожным.
В автобиографической книге? Дар и тайна? Иоанн Павел II написал, что в молодые годы его весьма привлекала другая дорога — литература, языкознание, театр. Очень интересовала молодого Войтылу историческая грамматика, старославянский язык. ?Тогда впервые мне начала открываться мистика слова… Я приблизился к тайне Слова, ?которое стало телом и поселилось среди нас (Иисус Христос)?. Позже интересы юноши переключились на философию и теологию.
Перед самим началом Второй мировой войны Кароль поступил в Краковский университет на факультет польской филологии. Во время оккупации университет был закрыт, профессора и преподаватели арестованы и отправлены в концлагерь. Студенты, среди них и Кароль Войтыла, занялись самообразованием, организовывали подпольные кружки. Членом (автором и актером) одной такой театральной группы был Войтыла. Несомненно, Кароль Войтыла мог бы стать известным актером — столько в его лице выразительности, значимости и привлекательности. Можно думать, что актерский талант и сценический опыт стали важной составляющей знаменитой харизмы Папы Войтылы, способствовали его влиянию на людей.
Во время немецкой оккупации, чтобы не попасть в Германию, Кароль работал рабочим в каменоломне химического концерна? Солвей? в Кракове. Каменщики, вместе с которыми он работал, хорошо относились к? студенту?, часто освобождали его от работы. Через много лет, уже будучи Краковским архиепископом, Войтыла возобновил дружеские отношения со своими бывшими товарищами по каменоломне, бывал у них дома, крестил детей и внуков, служил по умершим. И теперь, живя в Ватикане, Папа любит общаться со своими земляками, с удовольствием принимает старых знакомых.
В 1942 году Кароль Войтыла тайно поступил в Краковскую духовную семинарию, которая работала в подполье. Лекции, собственно беседы с преподавателями, происходили на частных квартирах. Нормальное обучение началось после войны. Кароль учился рьяно и очень успешно, из-за чего иногда становился объектом для шуток своих товарищей — прозвали его? Будущим святым?. В 1946 году 26-летний Кароль Войтыла стал священником — отцом Карлом и поехал продолжать образование в Рим, в университет Ангеликум, где защитил докторскую диссертацию по проблемам теологии. Священник из Польши стал известен не только научными успехами, но и атлетизмом, склонностью к спортивным играм. После двух лет приходской службы учился на философском факультете Краковского университета, позже стал там профессором, руководителем кафедры. Занимался историей этических доктрин, сопоставлением общей этики с этикой христианства. Постоянно изучал языки — Папа хорошо знает 7, а в торжественных случаях обращается к пастве на 57 языках. Выбираясь с визитом в ту или иную страну, Папа Войтыла всегда знакомится с языком ее народа, старательно работая со специалистами. Для него это не только долг, но и удовольствие.
Кароль Войтыла — один из немногочисленных писателей в истории Римского папства. Список его работ — пастырских, научных, литературных (драмы и поэзия) — достигает почти 500. Немало из них переведено на украинский язык. Большим интересом широкого круга читателей (не только католиков и не только верующих) пользуются энциклики и послания Папы Иоанна Павла II — они, конечно, касаются важных для всех проблем современной жизни.
Когда Каролу Войтиле было только 44 года, он стал архиепископом Краковским, а через три года (1967) — кардиналом. Хотя жизнь кардинала в социалистической Польше не была простой, Войтыла активно реформировал жизнь своей архидиоцезии, перестраивал духовное образование, помогал верующим. В те суровые времена, когда свобода слова и мнения постоянно ограничивалась, Католическая церковь стала для поляков? свободной территорией?, единственным местом, где человек ощущал себя человеком.
Большим событием в жизни Католической церкви, а также в жизни кардинала Войтылы стал реформаторский II Ватиканский Собор 60-х годов, в работе которого Краковский архиепископ участвовал активно, заметно. Именно тогда широкая церковная общественность отметила способности, образованность, гуманистические прогрессивные взгляды Войтылы. Он составлял и редактировал важные документы, убеждал коллег, выступал перед Собором. Его выступления касались таких вопросов, как роль Церкви в современном мире, религиозная свобода, роль мирян в церковной жизни. По-видимому, именно тогда, во время работы II Ватиканского Собора, Кароль Войтыла предпринял важный шаг в будущее — к своему папству.
16 октября 1978 года, после смерти Иоанна Павла I, Конклав кардиналов в Ватикане избрал кардинала Карла Войтылу из Кракова 263-м Римским папой. Избрание было воспринято миром как сенсация — это был первый на Римской кафедре славянин, поляк (в течение последних 455 лет папами выбирали исключительно итальянцев), а к тому же — человек из-за страшного? железного занавеса?. Католическая церковь решительно обновлялась.
13 мая 1981 года, через три года после избрания, папа стал жертвой покушения, совершенного турецким мусульманином Али Агси. Дело оказалось загадочным — судебный процесс так и не смог окончательно выяснить причины нападения на Римского понтифика, а также его заказчиков. До покушения Папа славился неплохим здоровьем, с того времени оно заметно ухудшилось. Однако он неоднократно просил о помиловании преступника.
В своей деятельности Иоанн Павел II постоянно руководствуется постановлениями II Ватиканского собора и продолжает политику двух своих, весьма им уважаемых, предшественников — пап Иоанна ХХIII и Павла VI (об этом уважении говорит имя, которое Кароль Войтыла взял себе после избрания). Это, в первую очередь, политика диалога с миром, с поместными католическими церквями, а также с церквями других конфессий. Этой политике служат и многочисленные пастырские вояжи Иоанна Павла II. Чтобы оценить эту сторону миссионерской деятельности Папы, нужно вспомнить, что его предшественники вообще не путешествовали, не выезжали даже за стены Ватикана. А Иоанн Павел II выезжал за границы Италии более 120 раз и продолжает делать это и сегодня — несмотря на слабое здоровье. Он стал первым в истории Папой, который спустился со слоновой иерархической башни Ватикана и пошел в гущу людей мира. Нужно отдать должное миру — он сполна оценил заслуги Папы-поляка.
Во время визитов Папа касается не только церковных или религиозных вопросов. Там, где нарушаются гражданские свободы, Иоанн Павел II призывал к справедливости, уважению гражданских прав. Во время многочисленных поездок на наиболее бедные континенты — Африку и Южную Америку — требовал от богатых западных кредиторов упразднить долги этих стран, просил? не ставить справедливость и право выше милосердия?. ?Как это возможно, — пишет папа, — что в наше время есть люди, умирающие от голода, обреченные на неграмотность, не имеющие доступа к элементарной медицинской помощи, лишенные крова, где могли бы иметь пристанище? Папа бесстрашно посещает? горячие точки? планеты, такие, как Куба, Чили и др.
Не был исключением также последний визит Римского папы — в Грецию, Сирию и Мальту в начале мая этого года. Чествуя св. Павла, основателя христианского универсализма, Папа не обошел проблем мира на Ближнем Востоке, призвал враждующие стороны уважать права каждого народа на самоуправление, осудил силовые методы расширения территорий.
Огромное значение имели визиты папы Войтылы в социалистическую Польшу. Его приезды стали одним из катализаторов тех процессов, которые в конце концов привели к распаду социалистической системы. Первый визит Папы, которого коммунистическое правительство вынуждено был принимать, состоялся в 1979-м, в темные времена политической безнадежности и экономического застоя. Фотографии, документальные кадры этих собраний поражают — это безбрежное море, миллионы людей, которые вышли на улицы приветствовать своего истинного (а не фальшивого) духовного вождя, несмотря на все запреты и на страх наказания. Папа Войтыла пробудил у поляков веру в свои силы, в то, что они — большинство. Он никогда не призывал к свержению режима, но постоянно повторял, что? так не должно быть, достоинством человека нельзя пренебрегать?. Обращаясь к людям, Кароль Войтыла говорил: ?Не бойтесь! Откройте двери Господу! Не бойтесь?! Может, именно в нем причина того, что поляки первыми? вышли из системы?.
Папа является, конечно, сторонником демократии. Считает, однако, что демократия нуждается в стойкой этической основе, фундаменте ценностей, а не только в праве голоса. Без этического минимума, без высокой культуры презумпции человека во всем и превыше всего, демократия может приводить к распаду, анархии. Как в церкви, так и в государстве.
Круг проблем, которыми занимается Папа, чрезвычайно широк и касаются они не только церковной жизни. Скажем, проблема еврейства, иудаизма. Веками христианские церкви исповедовали неприятие и даже ненависть к евреям; в определенные дни в церквях читались старинные тексты проклятий в адрес иудеев. Все это формировало общественный антисемитизм и стало одной из причин постоянных гонений, погромов во многих европейских странах. Иоанн Павел II пытается прервать эту постыдную средневековую традицию: ?Нужно, чтобы каждый осознал, что сыны Израиля являются нашими старшими братьями?, что Старый Завет — это общее наследие христианства и иудейства. Папа общается с раввинами, с иудейскими теологами, поддерживает дружеские контакты со многими евреями, в частности, со школьным приятелем из Вадовице. Еврейский вопрос является для него также одним из аспектов общей проблемы мирного сосуществования различных культур. В Послании к Международному дню мира 2001 года Папа Иоанн Павел II сказал: ?В прошлом различия культур часто становились источником недоразумений и причиной войн… Встречи с представителями других культур подтверждают мою уверенность в том, что взаимная открытость верующих различных религий может принести большую пользу делу мира и общему благосостоянию человечества?. Ярким показателем отношения Папы к людям других культур является, в частности, состав Коллегии Кардиналов Ватикана — этот высокий католический орган никогда не имел такого интернационального состава, как сегодня.
Иоанн Павел II встречается с духовными лицами других религий и конфессий, посещая их храмы, устраивая совместные встречи — чего никогда не было в анналах Католической, да и любой другой церкви. Так, 7 мая этого года он посетил старинную мечеть в Дамаске, общался с мусульманским духовенством впервые в истории христианства.
Уникальным является начатый Иоанном Павлом II широкий процесс пересмотра темных страниц истории католицизма и публичное раскаивание от имени Церкви за совершенные когда-то проступки. Среди того, за что извиняется римский архиерей, находим некоторые дела инквизиции, произвол Крестовых походов, осуждение в прошлом таких выдающихся людей, как Галилей, Дж. Бруно, Ян Гус, Лютер и др. 4 мая этого года, во время встречи с епископатом православной церкви Греции, папа просил прощения за взятие и ограбление Константинополя в 1204 году. Это весьма контрастирует с позицией, скажем, Русской православной церкви, которой? не за что извиняться? (!)
Папа Иоанн Павел II активно претворяет в жизнь доктрину Второго Ватиканского собора о единстве христианских церквей, всячески поддерживает мировое экуменическое движение. Он уверен, что? то, что нас соединяет, является намного большим того, что нас разделяет… Все мы верим в того же Христа — следовательно, существуют основания для диалога (между конфессиями)?.
Папу постоянно посещают люди — паломники со всего мира, земляки из Польши. Известные политики, ученые, художники, писатели, артисты, духовные пастыри различных стран, конфессий и национальностей считают за честь быть принятыми Иоанном Павлом II, услышать от него хотя бы несколько слов. В Ватикане были, среди других, Горбачев, Клинтон, Ельцин, Рабин, Бразаускас и многие другие. По результатам многочисленных опросов, папа Войтыла — самая популярная личность современности. В 1995−96 годах несколько международных журналов определили папу Иоанна Павла II Человеком года и века.
Папа Иоанн Павел II неоднократно подтверждал свой интерес к Украине, к ее людям. Так, во время празднования 1000-летия крещения Руси он очень хотел приехать в Киев, принять участие в торжествах. Накануне юбилея писал: ?Уже в начале своего понтификата я высказал желание духовной пилигримики к местам, которые были колыбелью церкви Киевской Руси. К сожалению, по известным причинам, не имею возможности побывать на земле святых Ольги и Владимира?. (Тогда запрещала коммунистическая власть, сегодня — православные фундаменталисты. Крайние идеологии нередко сходятся.) Иоанн Павел II считает, что существуют? кровные? связи, которые соединяют его с народом украинским: ?Вы являетесь сынами великой христианской семьи народов славянских. Папа, как и вы, является славянином и всегда стремится быть вместе со своими братьями?.
Выдающаяся личность — это всегда великая непостижимая мистерия, которой невозможно дать рациональное объяснение. От чего зависит сила влияния Папы Иоанна Павла II на людей, на общество, на его величество Время? Какие бы факты, события, мысли, детали жизни не приводились, всегда остается таинственное Что-то, не подвластное нашему анализу.