День (Киев) | Клара Гудзик | 08.05.2002 |
Православный мир до последнего не верил, что такое может произойти: Папа Римский в Афинах, Папа Римский в Ареопаге, Папу Римского принимает епископат Элладской православной церкви. Ведь даже сегодня, несмотря на то, что уже давно отошли поколения католиков и православных, в самом деле причинивших друг другу настоящее зло, есть немало желающих хранить вечно? священный? огонь ненависти.
В красивом старинном зале резиденции Архиепископа Афин и всей Греции сидят православные и католические князья церкви. Центр занимают верховные пастыри — архиепископ Христодул и Папа Римский Иоанн Павел II, как это было в первом тысячелетии, когда латинский Рим и греческий Константинополь вместе перестраивали вселенскую церковь. ТВ предоставило нам возможность видеть торжественную и трогательную сцену: гость просит у православных христиан прощения за исторические вины своей церкви. За смиренно кающимся Папой сегодня стоит более миллиарда верующих (православных греков — меньше во много раз). Далее Папа и архиепископ вместе посещают холм Ареса — святую землю, где формировались основы демократии, на которой проповедовал апостол Павел.
Исторические грехи католиков служат для некоторых греческих кругов предлогом для протестов против визита Папы Римского. В этом списке стоит, в частности, захват Константинополя (1204 г.) участниками IV Крестового похода. Это поистине страшная история: один из крупнейших и богатейших городов христианского мира (достаточно сказать, что Константинополь имел в то время свыше одного миллиона жителей, а Париж, к примеру, — немногим более 10 тысяч) был взят крестоносцами штурмом и беспощадно осквернен. Из Нового Рима были вывезены настоящие сокровища, до сих пор украшающие города и музеи стран западной Европы (в частности, античная четверка лошадей украшает фронтон собора св. Марка в Венеции).
Не забывайте, однако, что на протяжении почти двух тысячелетий христианский мир непрестанно воевал — все страны со всеми странами, независимо от вероисповедания. Так в 1043 году, уже после крещения Руси византийскими миссионерами воины князя Ярослава Мудрого ходили к Царьграду военным походом (правда, попытка захватить город не увенчалась успехом). Во Второй мировой войне христиане — и православные — воевали с обеих сторон, также в союзе с Третьим рейхом. (Деревня, в которой я жила во время войны, была оккупирована и разграблена православными румынскими солдатами). Возникает вопрос — как вообще всем нам относиться к бывшим военным противникам? К тем же немцам или французам (после войны 1812 года!)? Враждовать с ними до самого Страшного Суда, что ли?
Полагать события 1204 года серьезным фактором сегодняшней церковной политики — не совсем понятно нормальному человеку. Но очевидно, что некоторые православные фундаменталистские (лучше сказать — экстремистские) круги руководствуются принципом: ?Была бы ненависть, а исторический предлог всегда найдется?. И соответствующим образом настраивают свою паству, играя на отнюдь не самых лучших человеческих инстинктах — ксенофобии, национализме, конфессионной ограниченности. Как в Греции, так, к сожалению, и в Украине. Равное неприятие всего, что не относится к православию, равное желание навеки и наглухо замкнуться в своем конфессионном гетто (как раз поэтому, безусловно, часть православных в христианском мире постоянно уменьшается). Благородные намерения папы Иоанна Павла II проложить хотя бы шаткий мостик через зияющую конфесcиoнную схизму вызывают у таких людей ожесточенное сoпротивлeниe и даже пренебрежение. Имея безупречную (?!) историю, эти христиане не могут оценить попытки Папы Римского разобраться с историей собственной церкви, а тем более — извиниться за нее. Похоже на то, что они давно исключили из христианских заповедей раскаяние. Но какой иной путь ведет людей к примирению — кроме искреннего покаяния и прощения? Как в церковных, так и во всех остальных отношениях.
Изобретательность религиозных фанатиков порой достигает невероятных, фантастических размеров. Подумать только, какое табу применили греческие монахи — запретили Папе целовать греческую землю! Этот анекдот, бесспорно, войдет в анналы церковной истории. Но до чего же все-таки отличаются современные греки от тех эллинов, которые поставили на площади алтарь неведомому Богу и доброжелательно слушали апостола Павла, пусть даже не соглашаясь с ним!
Впрочем, все православные фундаменталисты мира бессильны изменить действительность, то, что свершилось — католический первосвященник побывал в самом сердце восточного православия и был достойно принят иерархами Элладской церкви. Медленно, сложно, однако нормальные взаимоотношения между двумя церквями станут развиваться. Даже если будет регресс — уничтожить или обесценить прецедент невозможно.