Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик08.05.2002 

Дорога к единству церкви: католический путь


Клара

Как понимать единство Вселенской церкви, которая насчитывает более миллиарда верующих почти во всех странах мира и руководится из одного духовно-административного центра? Возможно ли говорить при этом о фактическом, а не декларируемом единстве? Украинским журналистам, которые на прошлой неделе посетили Ватикан, знать это было особенно важно, — принимая во внимание болезненное отсутствие единства в сравнительно небольшой православной церкви Украины. (У журналистов были важные встречи с Чрезвычайными и Полномочными послами Украины в Ватикане и Италии Ниной Ковальской и Виктором Гамоцким, а также с украинцами, которые сегодня живут и работают в Риме. Поездка состоялась при поддержке церковных организаций? Реновабис? (Германия), ?Церкви в нужде? (Германия), Бюро помощи церквям Восточной Европы (США), а также благодаря незаурядным организационным усилиям о. Кена Новакивского и п. Андрея Васьковича (?Каритас? УГКЦ). Католическая иерархия обладает, понятно, широким спектром выработанных многими веками стратегий, методов управления, тайн, и поэтому, разумеется, даже для поверхностного знакомства с работой Римской кафедры необходимо немалое время. Не претендуя, однако, хоть на какую-то полноту, расскажу читателю о некоторых очевидных факторах, которые содействуют единству католиков и которые может наблюдать каждый.
Исторически единству благоприятствовало то, что вместе с ростом католического мирового сообщества существенно менялось традиционное лицо папства. О чем свидетельствует, например, радикальное упрощение этикета и сакральной одежды пап. Ведь еще совсем недавно папы на голове носили трехэтажные тиары, одевали мантии с двухметровыми шлейфами, а во время аудиенций каждый визитер должен был целовать папский ботинок. Приблизиться к папе простому смертному было практически невозможно. Все это теперь в прошлом. Важным является также то, что латинский язык в наше время утратил свой эксклюзивный статус. Святое письмо и богослужение доступны сегодня католикам на всех языках мира. (Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на расписание богослужений в киевском соборе Св. Александра — там служат на украинском, польском, английском и на др. языках.) В ХХ веке Католическая церковь вспомнила, что в день Пятидесятницы Святой Дух предоставил апостолам возможность проповедовать Евангелие на родном для слушателей языке. (Церковный латинский язык в свое время был международным языком, объединял людей различных стран, но только духовенство и немногочисленных светских ученых).
В течение последнего полувека каждый следующий папа был более открыт обществу и верующим, более демократичен, чем предыдущий. Последний папа Иоанн Павел II побил все рекорды открытости — он пошел значительно далее своих прогрессивных предшественников, таких как Павел VI и Иоанн XXIII. На протяжении своего понтификата Иоанн Павел II ежегодно посещал, в среднем, шесть стран мира. Ради того, главным образом, чтобы встречаться с католиками, членами своей церкви. Простые люди всегда убеждены, что Папа приехал за них заступиться, изменить что-то к лучшему, как оно часто и бывало. Особенно ярко это проявилось во время визитов в социалистическую Польшу или Кубу. Также украинцы связывают с визитом Папы немало надежд. Греко-католики ожидают получить от Ватикана большую автономию для своей церкви, может, даже — разрешение на создание патриархата. (Хотя на встрече с украинскими журналистами кардинал Моусса Дауд, председатель Конгрегации Восточных церквей Ватикана, высказал мнение, что? еще рановато?.)
Непризнанные (?неканонические?) украинские православные церкви благодаря общению с папой надеются поднять свой международный статус, создать определенный прецедент. Стоит, однако, отметить, что кардинал Вальтер Каспер (Президент Папской комиссии поддержки единства).
Что касается светской власти Украины, то она, скорее всего, питает надежду, что визит Папы отвлечет, по крайней мере, на короткое время, внимание общества от старых болячек. И немного поднимет авторитет украинского истеблишмента (?Скажи мне, кто к тебе ходит в гости, и я скажу, кто ты?).
Однажды украинские журналисты присутствовали на так называемой Общей аудиенции Папы Иоанна Павла II. Летом все аудиенции, как и богослужения, чаще всего проходят на площади Св. Петра, перед главным храмом Католической церкви. Итак, однажды солнечным утром мы сидели среди нескольких тысяч римлян и паломников под голубым куполом площади, опирающимся на колонны Бернини. Сверху на нас смотрели десятки святых, фигуры которых украшают колоннаду; высокий близкий горизонт был нежно разрисован стройными контурами пиний — итальянских сосен. Большинство присутствующих на площади — это визитеры из различных стран. Многие были одеты в яркие национальные костюмы. Паломники размахивали своими государственными знаменами, играли на духовых музыкальных инструментах веселые марши. Еще до выхода первосвященника был зачитан длинный список присутствующих — старательно названы каждый приход, церковь, страна. Папу встречали так, как его встречают всегда — общими аплодисментами и радостными возгласами; американцы элегантно выражали свои чувства свистом. Оркестры играли туш. Началось длинное выступление 81-летнего Понтифика, в котором он благословил каждую группу паломников и рассказал им о своем последнем апостольском визите — на родном языке каждой группы. Так же сердечно Папа поздравил группу протестантов. Он обратился с благодарностью также к 10 тысячам римских семей, которые каждое лето принимают на оздоровление детей Чернобыля из Украины. Не были забыты и украинские журналисты. Папа Войтыло обратился к нам на чистом украинском языке: ?Щиро в¦таю журнал¦ст¦в, що будуть висв¦тлювати наступну апостольську подорож, яку я зд¦йсню у вашу кра§ ну. Дякую вам за цей в¦зит ¦ благаю для вас, вашо§ профес¦йно§ д¦яльност¦ та ваших близьких Небесно§ благодат¦?. Затем пришла очередь благословений длинной цепочки молодых, потом — инвалидов в колясках. Эта многочасовая церемония не была случайной, — Верховный пастырь общался, как обычно, с народом Божьим. Украинские журналисты имели возможность вблизи наблюдать его тяжкий труд и неугасающую, несмотря на лета и болезни, жажду общения с паствой. Вопреки всему, Иоанн Павел II нес свой крест.
Почти каждую неделю Папа Иоанн Павел II посещает один из многочисленных храмов Рима — для живых человеческих контактов, чтобы напоминать людям об их принадлежности к большой церковной общине. Как рассказал отец Кен Новакивский, один из организаторов поездки журналистов, практикуется и другая стратегия. Во время нашего пребывания в Ватикане Папа совершил рукоположение 36 новых священников для церквей Рима. Только шесть из них были римлянами, все другие — из других стран. Это делается ради того, чтобы приобщить провинциальное духовенство к жизни столицы мирового католицизма, познакомить его с уровнем богослужения и пастырской работы. Такими различными способами католическая церковь объединяет вокруг себя бело, черно- и желтокожих, Запад и Восток, Север и Юг.
Западная христианская церковь начала перестраиваться и входить в силу именно тогда, когда античная Римская империя навсегда сходила с исторической сцены. Вышло так, что Римская кафедра унаследовала значительную долю административного гения Древнего Рима и хранит его по сей день. Это одна из составляющих ее силы. Хотя у цезарского Рима даже во времена наибольшего расцвета (II ст. н.е.) никогда не было столько подданных, сколько верующих сегодня у Католической церкви.
Рим — Киев


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru