Русская линия
День (Киев) С. Удовик08.05.2002 

О причинах раскола между Православием и Католицизмом

В ?Дне? (N 31) была опубликована статья Клары Гудзик? Уния как результат кризиса церкви?, написанная по материалам книги Бориса Гудзяка? Криза ¦ реформа?. Как отметила К. Гудзик, книга обладает несомненными достоинствами. Автор постарался в максимальной степени нейтрально анализировать события, стараясь смотреть на события того времени глазами современников, а не только с позиций исследователя сегодняшнего дня, который привносит в исследования уже совершенно другое мировосприятие и пользуется иной системой ценностей.
В то же время из статьи К. Гудзик создается впечатление, что когда Православие переживало глубокий кризис, католическая церковь будто бы находилась на подъеме и единственный путь русинам (как называли тогда жителей Украины) в XVI веке виделся в том, что? надо объединяться с Римом, чтобы не стать жертвой несогласий и схизм?. Однако если все было столь однозначно, то мы бы не ощущали следов раскола Православной церкви до сих пор, и не стали свидетелями обострения межконфессиональных противоречий.
Предлагаю читателям обратить внимание на исторические события, описание которых не входило в задачу автора упомянутой книги, и на те моменты, которые оказали существенное влияние на принятие и развитие христианства в Украине. Необходимо отметить, что выбор князем Владимиром греческой религии был отнюдь не случаен и этому предшествовала длительная подготовительная работа, о чем свидетельствует множество первоисточников, например? Повесть временных лет? (год 987). Владимир отправил послов в разные страны, изучил предложения и волжских булгар, и немцев, и евреев, и греков, и мусульман. В результате была выбрана ориентация на самую передовую и развитую страну — Византийскую империю, тем более, что стараниями святых Кирилла и Мефодия к тому времени для славян была разработана письменность. Причем уже существовал целостный свод духовных, государственно- политических и правовых текстов, разработанный ранее для Болгарии. Да и сам алфавит представлял собой самостоятельную стройную и оригинальную систему, жизнеспособность которой подтвердило время. Поэтому ссылка К. Гудзик как и ранее Леся Качковского (?День? N 52, 2000 г.) на слова о вреде славянского языка, высказанные иезуитом Петром Скаргой, непримиримым противником православия, не совсем уместна. О хуле на славянские письмена упоминается еще в? Повести временных лет?, и хулители ссылались на строки из Библии: ?Возглаголят все языками разными [про] величие божие, поскольку дал им Святой Дух говорить? (см. Деян. 11,4).
История в будущем рассудила эту полемику, поскольку Библия впоследствии была переведена на все европейские языки, но славяне начали это делать первыми! Использование славянского языка, несомненно, не давало русинам возможности знакомиться со всем корпусом богатого греческого и латинского наследия богословской и светской литературы, но они получили преимущество перед жителями Западной Европы — стали читать основные священные тексты на родном языке, результатом чего стало чрезвычайно широкое распространение грамотности. Поэтому мы и встречаем в воспоминаниях путешественников Х-ХV веков удивление по поводу широкого распространения на Руси письменности. Более того, славянский язык стал государственным и в Великом княжестве Литовском. В то же время ученые мужи знали греческий и могли пользоваться богатейшим арсеналом литературы Византии, чего были лишены их западные современники, получая доступ к греческим оригиналам в основном через торговые миссии.
В 1054 г. произошел раскол между Западной и Восточной церквями. Папский престол был крайне обеспокоен расширением церковного влияния Византии и явно более высоким уровнем подготовки византийских иерархов. Так, влияние их распространилось даже на юг Аппенинского полуострова, останавливаясь лишь у границ Рима. Ф. Грегоровиус в? Истории города Рима в средние века? пишет об этом времени: ?Когда клерикалы Франции стали однажды упрекать своих римских коллег в необразованности, один из них откровенно сказал: ?Наместники и ученики Петра не желают иметь своими наставниками ни Платона, ни Вергилия, ни Теренция и никого другого из всей скотской породы философов… И потому говорите вы, тот, кто не напичкан подобными фантазиями, не может занять место привратника? А я вам говорю, что ваше утверждение ложь. Петр ничего этого не знал и все-таки был поставлен при вратах, ведущих в небо, так как сам Господь сказал ему: я дам тебе ключи от царства небесного… И от начала мира Бог делает своими провозвестниками не философов и ораторов, а людей неученых и простых…?.
Католическая церковь теряла свое влияние в Европе. Неизвестно, как бы дальше складывалось развитие христианской цивилизации, если бы не экспансия турков-сельджуков, а потом турков- осман. В 1095 г. Папа Урбан II откликнулся на призыв Византии о помощи в борьбе с неверными и организовал I-й крестовый поход. Мобилизация европейцев на святое дело борьбы с неверными и освобождение Гроба Господня несколько подняло авторитет Папского престола, но цель походов не была достигнута, проблемы в Европе увеличивались, тогда как Византия в XII веке пребывала в расцвете. Благодаря византийцам, западные теологи знакомились с греческими оригиналами произведений ученых древности. Это дало толчок развитию схоластики и западноевропейских университетов.
Взаимное отчуждение между византийцами и латинянами росло. Византийцы считали латинян варварами, на что последние отвечали смесью зависти и презрения, идущего скорее от чувства неполноценности. Епископ Лангрский уже в середине XII века мечтал о взятии Константинополя. И в 1204 г. крестоносцы, благословленные Папой Иннокентием III, при поддержке Венеции, торгового конкурента Византии, направились завоевывать Константинополь. Варварское уничтожение крестоносцами Константинополя вызвало шок во всем христианском мире и нашло отражение в трудах многих современников. После взятия города латиняне произвели невероятный разгром, позабыв о светлых идеях христианства. Не были пощажены ни церкви, ни церковные святыни, ни памятники искусства, ни женщины, ни дети. В трехдневном грабеже участвовали кроме солдат также и латинские монахи. Из рассказа Роберта де Клари, участника похода, ясно видно, что предводители крестоносцев умышленно подожгли город. Пожар продолжался целые сутки. Виллардуэн писал, что убитым в Константинополе? не было ни числа, ни меры?. А Никита Хониат отмечал, что даже мусульмане были более милосердны к христианам после взятия Иерусалима, чем латиняне, утверждавшие, что являются солдатами Христа. Многие святыни были вывезены в Европу или уничтожены. Это масштабное уничтожение христиан и христианских святынь проложило огромную пропасть между Римом и Константинополем. С агрессивной политикой Папского престола связана и Варфоломеевская ночь (1572 г.) и уничтожение испанцами коренного населения Нового Света (XVI в).
Ослабленная после разрушения крестоносцами Византия уже не могла успешно противостоять турецкой экспансии, начался закат Византийской империи и Константинопольского патриархата. Чтобы эффективнее противостоять экспансии Ислама, греческие экзархи пошли на компромисс с Римской церковью и подписали Флорентийскую унию, надеясь на военную поддержку. Но Риму нужно было безусловное подчинение, и в защите Константинополя от турок в 1453 г. участвовало всего лишь 200 латинян. Исчезновение Византийской империи Папа воспринял как Божественное Провидение. С падением Константинополя в 1453 г. Флорентийская уния распалась. Но разве можно сказать, что Рим в то время находился на подъеме? Так, М.А. Гуковский в книге? Итальянское Возрождение? пишет: ?Рим пришел в столь великое запустение, что в январе 1411 г. в саду папской резиденции стражники убили лисицу и пять крупных волков; их повесили на зубцах стены для успокоения горожан, весьма сокрушавшихся по поводу того, что волки, расплодившиеся в Ватикане, постоянно раскапывали могилы около базилики св. Петра?.
Падение Константинополя в 1453 г. стало общеевропейской трагедией, что поняли даже наиболее рьяные католики. Так, Эней Сильвио Пикколомини (будущий папа Пий II), епископ Сиенский писал 12 июля 1453 г. папе Николаю V по поводу падения Константинополя: ?Что сказать о книгах, которых там бесчисленное множество и которые даже неизвестны латинянам?… Это вторая смерть Гомера, вторая кончина Платона. Где теперь искать гениальные творения философов и поэтов? Иссяк источник муз… И это случилось из-за нашей бездеятельности, ибо мы принимаем во внимание лишь сиюминутные вещи?. А в его послании к Николаю Кузанскому (21 июля 1453 г.) мы можем прочесть следующее: ?Вплоть до сего дня в Константинополе сохранялось воспоминание о древней мудрости и, как если бы именно там было средоточие учености, никто из латинян не мог считаться достаточно образованным, если какое- то время не учился в Константинополе… Так что же мы только что потеряли? Престол второго патриарха… Почему из четырех высших патриархов у тебя [христианской религии] остается один Римский?… Из двух глаз один ты потеряла?. Роль Константинопольского патриархата была ограничена лишь борьбой за выживание под властью Османской империи. Конечно, нельзя идеализировать Византийскую империю с позиций сегодняшнего дня. Однако именно в ней мы наблюдаем стремление выстроить баланс между властью духовной (Патриарх) и властью светской (Император). Наднациональный абсолютизм был присущ католицизму.
Были и другие важные моменты, которые стали препятствием для Унии. Мы не будем останавливаться на анализе чисто теологического расхождения, связанного со спорным пунктом в Символе Веры — Святой Дух исходит? от Отца через Сына? (православие) или? от Отца и Сына? (католичество). Важнейшим препятствием служили догматы о верховенстве и непогрешимости Папы, благодаря которым он фактически присваивал себе функции наместника Бога на Земле. Вторым препятствием служила возможность оправдания верующих через индульгенции, начало чему положила булла Папы? Unigenitois? в 1349 г. Торговля индульгенциями была поставлена на деловую основу, что позволяло мирянам грешить без ограничения, а затем откупаться. Третьим препятствием служил догмат о чистилище, принятый в 1439 г. Флорентийским собором. Православная церковь выступала категорически против этого догмата, поскольку он давал возможность грешить в этом мире, с надеждой, что грехи будут искуплены в чистилище. Православие не отрицало, что человек по своей природе грешен и может согрешить. Но оно отстаивало позицию, что грех необходимо искупать праведными делами в этом мире.
Против этих положений Католической церкви выступало не только Православие. Именно они послужили причиной движения Реформации. В 1520 г. Лютер предлагает реформу церкви. В качестве примера можно привести несколько из 95 тезисов Мартина Лютера (1517 г.). ?21. Поэтому ошибаются все проповедники индульгенций, когда утверждают, что папской индульгенцией человек освобождается от любого наказания. 27. Они проповедуют учение, согласно которому, как только деньги будут брошены в ящик, душа человека сразу покинет чистилище. 50. Нужно учить христиан, что если бы Папа знал, как проповедники индульгенций вымогают деньги, он скорее превратил бы в пепел церковь св. Петра, чем стал бы строить ее на средства семей, на полоти и костях своей паствы?.
В 1536 г. Жан Кальвин публикует? Наставления в Христианской вере?. Реформация охватила огромные территории и заставила католическую церковь мобилизоваться, началась Контрреформация. В 1540 г. был основан орден иезуитов, но его члены отошли от первоначальной цели ордена — обращать в христианство представителей других религий и основные усилия иезуиты направили на борьбу с протестантскими течениями и православием (схизмой). Реформационные движения заставили католическую церковь повысить уровень подготовки священников и требования к своим иерархам. Потеряв Северную Европу, Католическая церковь обратила взоры на Восток. В горниле религиозных событий XVI—XVII вв.еков оказалась и территория современной Украины. Князья Острожские, Иова Борецкий, Петр Могила в чрезвычайно сложных условиях отстаивали свое право на идентичность, и в теологических диспутах достойно отвечали католическим богословам. А? Православный Символ веры? Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке получил одобрение в православном мире. Со времени принятия Русью христианства Киевская митрополия в основном была независима от Москвы, а Киево-Могилянский коллегиум, готовя священнослужителей, закаленных в диспутах с латинянами, являлся неиссякаемым источником кадров для Московской патриархии. Развитие православия в Украине, в отличие от России, вплоть до конца XVII века шло своим, особенным, путем. Уния в различные периоды истории Украины играла и положительную, и отрицательную роль, но надежды ее основателей на то, что Уния приведет к равноправию Церквей в Речи Посполитой, не оправдались. Практически непрерывная экспансия со стороны Католичества, боязнь славян потерять Православие, основу своей идентичности, привело к тому, что Православие в значительной мере законсервировалось, престало развиваться. Больше внимания обращалось на сохранение формы, а не духа веры.
Мощный удар по Православию был нанесен Петром I, который упраздняет в 1718 г. патриаршее звание, а в 1721 г. утверждает вместо патриархии Святейший Синод — коллегию епископов для управлению церковью. За работой коллегии наблюдал назначаемый царем государственный чиновник — обер-прокурор. Церковь превратилась в одно из ведомств государственного аппарата. Петр I следовал проекту украинца Феофана Прокоповича, который с богословских позиций обосновал абсолютизм, тем самым православие вынудили идти по пути католицизма, превратив его в жесткую иерархическую структуру. Лишь в конце XIX века Православие стало эволюционировать, причем благодаря не только трудам богословских теологов, но и таких философов, как В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Но этому процессу помешала революция.
Любопытные наблюдения относительно различий Католицизма и Православия сделал философ Л. Карсавин. Католическая церковь по природе своей интернациональна, не зря идея Интернационала пришла с запада. Для Католической (Вселенской) церкви не может быть национальных церквей — все национальное? не религиозно, не абсолютно, не существенно?. Исконное православие вселенскую церковь мыслило как гармоническую систему местных, национальных или объединяющих несколько национальностей церквей. Может быть, это тоже подсознательно чувствовали наши предки и потому так отчаянно сопротивлялись католической экспансии в Украине? И в условиях жесткого давления со стороны церковных и светских властей одни епископы пошли на компромисс — Унию, а другие, терпя лишения, остались твердыми в своих убеждениях. Изначально Православие было направлено на развитие духовной стороны человека, в отличие от Католицизма, устремляемого на решение земных проблем жития человека, на рационализацию и концептуализацию христианства. Любопытно, что идеологи коммунистической партии также претендовали на вселенский характер коммунизма, строя свою структуру иерархически, как и Рим.
Несомненно, что католическая церковь играла и позитивную роль в истории, например, она позволила полякам сохранить свою идентичность как в период разделов Польши, так и во время Варшавского договора. Находясь за пределами влияния Политбюро, она способствовала организации сопротивления в Польше в 1981—1989 гг. Такую же роль в сохранении самоидентичности украинцев в Австро- Венгерской империи и в Польше сыграла и греко-католическая церковь.
Истоки религиозных распрей уходят глубоко в прошлое. История Православия в Украине требует особо пристального и объективного взгляда и детального непредвзятого изучения, поскольку глубинные и живительные основы Православия, прежде всего, его? софийность?, фактически, за исключением периода Византии Х-ХII веков, так и не проявили себя в полной мере, будучи скрыты под покровом неукоснительного соблюдения обрядов. ?Святая София? означает не святую по имени София, а? святую Премудрость?. О том, что Православию присуща своя исключительная линия, ниспосланная Божественным Провидением, считает и известный ученый Роберт Ф. Тафт, католик, плодотворно работающий в центре византийских исследований при Гарвардском университете. Православие — это бесценное хранилище наследия греческой цивилизации, в отличие от западных христианских конфессий — наследующих римскую цивилизацию.
Но это хранилище во многом остается закрытым от мирского взгляда. В этих двух направлениях развития европейской цивилизации отразились два экзистенциальных начала — римского духа и православной души. И на новом витке развития цивилизации происходит новое переосмысление идей, заложенных в основе раннего христианства. Поэтому церковные вопросы в Украине требуют не только взвешенного подхода, но и кропотливого изучения. Мы же больше видим языческие подходы. Президент и премьер-министр одобряют строительство в центре Киева языческого памятника-пантеона с 12 идолами (такой тип памятников был распространен в языческой дохристианской Римской империи). Но руководство страны превзошла оппозиция, осуществляя языческий ритуал сожжения чучела в центре столицы страны! Такое ощущение, что страна вступила не в XXI век, а движется к средневековому мракобесию. Тонкая пленка христианства с трудом скрывает языческую сущность страны, которую раздирают церковные и мирские противоречия.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru