Русская линия
Сегодня А. Макаркин,
О. Пашкова
07.05.2002 

Воскресение Христово: празднуем вместе или порознь
Католики и православные в этом году отмечают Пасху в один день

Светлый праздник Воскресения Христова в нашем году западные и восточные христиане отмечают в один день. Последний раз такое было 11 лет назад. Впрочем, в ближайшие годы православная и «западная» (католическая и протестантская) Пасхи будут «встречаться» в один день достаточно часто: в 2004, 2007, 2010, 2011, 2014, 2017 гг. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, «всякий раз, когда христиане вместе празднуют Святую Пасху, у них возникает чувство сожаления, что на следующий год этого не будет».
Поэтому закономерен вопрос: а почему бы христианам Востока и Запада не праздновать Пасху в один день? Плюсы очевидны: появится еще одна возможность для взаимопонимания между клириками и прихожанами Церквей, не состоящих друг с другом в молитвенно-каноническом общении. Верующие, которым часто нет дела до догматических различий (особенно такой плюрализм свойственен Западу, вступившему в эру глобализации), получат возможность радоваться Воскресению Христа вместе, а не порознь. Само противопоставление «православной» и «католической» Пасх кажется нелепым — не воскресал же Христос в самом деле дважды, сама мысль об этом для верующего человека является кощунственной.
Пока что из православных только Финская церковь отмечает Пасху по григорианскому календарю, принятому на Западе. Большинство поместных Православных церквей (в том числе 3 из 4 старейших восточных Патриархатов — Константинопольский, Александрийский и Антиохийский), перейдя на григорианский стиль в первой половине XX века, все же сделали для Пасхи исключение и празднуют Воскресение Христово одновременно с русскими, грузинами, сербами и Иерусалимским патриархатом, хранящими верность юлианскому календарю.
Казалось бы, проблема решается просто: первый шаг сделан — меньшинство присоединится к большинству, и все будут праздновать Пасху по «новому стилю». Тем более что среди иерархов Церквей, придерживающихся «старого стиля», есть и сторонники перехода к григорианскому календарю, которые к тому же решаются публично отстаивать необходимость календарной реформы. Так, в 1997 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) в одной из проповедей предложил рассмотреть этот вопрос — правда, большинство членов Священного Синода его не поддержали. Тем более что юлианский календарь (названный в честь язычника Юлия Цезаря) не принадлежит к числу церковных догматов, представляет собой такое же создание человеческой мысли, как и григорианский, и в принципе, по мнению многих богословов, от него можно и отказаться без ущерба для чистоты православия.
Но похоже, что православные исчерпали свой «лимит» календарных уступок. Известно, что переход Элладской (греческой) церкви на григорианский календарь привел к возникновению в 1930-е годы «старостильнического» движения — многие верующие, подобно русским старообрядцам XVII века, отказались подчиняться своему священноначалию. «Старостильники» не примирились с Элладской церковью и поныне, их организации насчитывают в своих рядах несколько сот тысяч верующих. В России ситуация была еще более сложной. Патриарх Тихон в 1923 году под давлением со стороны большевиков ввел было в Русской церкви «новый стиль», но спустя несколько дней был вынужден отменить свое решение: многие священники и миряне сразу же отказались подчиняться распоряжению глубоко уважаемого ими святителя. Правда, лично Патриарху этот факт в вину не ставят (недаром он несколько лет назад причислен к лику святых), но все же без особой нужды в церкви стараются о кратковременном «новостильничестве» не вспоминать. Зато современные русские православные богословы часто приводят в пример обновленцев, тесно сотрудничавших с большевиками и при этом служивших по «новому стилю». Разумеется, пример крайне негативный.
Причина, которая вызывает упорное отстаивание юлианского календаря, названа в определении Священного Синода РПЦ: «В нашей церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей». А против традиции, исповедуемой миллионами людей, идти крайне сложно — можно оказаться перед лицом нового раскола.
Однако не исключено, что добрую волю проявят католики. В нынешнем годы распространилась пока что неофициальная информация о том, что о переносе Пасхи размышляет Папа Иоанн Павел II. «Информационным поводом», разумеется, стало завтрашнее совместное празднование. Кроме того, римский первосвященник собирается в нынешнем году посетить Украину и Сирию (где расположена резиденция Патриарха Антиохийского). Такой жест католиков мог бы способствовать нахождению новых «точек соприкосновения» между западными и восточными христианами, оживить угасающий в последние году экуменический диалог. «Технически» католикам пойти на такой решительный шаг куда легче, чем их собратьям с Востока, в первую очередь русским. В XX веке Католическая церковь совершила подлинную революцию, перейдя к богослужениям на национальных языках, существенно сократив и упростив литургию. В результате подавляющее большинство католиков приняло эти решения, освященные Вторым Ватиканским собором и точкой зрения Папы Римского, непогрешимого, как гласит один из католических догматов, в вопросах вероучения.
Другое дело, что переход на совместное празднование Пасхи, даже если он и произойдет, не отменит массы других «наслоений» в отношениях между христианами Запада и Востока. Хотя и недооценивать значение этого события не стоит: любая возможность для диалога и взаимопонимания между людьми, верящими в одного и того же Христа, не может быть упущена.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика