Русская линия
НГ-Религии М. Шевченко07.05.2002 

Поддерживает ли Патриархия радикальных сионистов?
Учредительный съезд нового движения «Евразия» заставил задуматься над этим вопросом

Давно подмечено, что желание официальных структур самых разных конфессий зацепиться за политическое движение, поддерживаемое, по их мнению, властью, обостряется по весне. В прошлом году это был Российский христианский союз (РХС), презентация которого с треском провалилась в Кремлевском дворце съездов. В этом году — общественно-политическое движение «Евразия», учредительный съезд которого не без блеска прошел в клубном помещении, расположенном в московском Серебряном переулке.
Общее в обоих случаях являл Отдел катехизации Московского Патриархата и его председатель игумен Иоанн (Экономцев). Неутомимый отец Иоанн, известный поэт-эзотерик и писатель-мистик, поучаствовал в 2000 году в создании РХС (за что получил серьезный нагоняй от Патриарха) и попытался в году 2001-м войти в число учредителей «Евразии» (последствия этого Патриарху еще предстоит разбирать).
Кроме него в руководящий состав должны были войти, как сообщал оргкомитет общественно-политического движения «Евразия»: «верховный муфтий России, лидер Центрального духовного управления мусульман шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин, Дид-Хамбалама, настоятель (шэрэта) Агинского дацана Дондукбаев Андрей Лупсандашиевич, хасидский раввин, лидер общественно-политического движения „Бэад Арцейну“ („За Родину“), историк, известный публицист и общественный деятель Авром Шмулевич, руководитель общественного фонда содействия миру и сотрудничеству на Кавказе Суслов Петр Евгеньевич и др».
Уже в этом списке (включая Экономцева) была заложена бомба будущего скандала, о перспективах которого мы расскажем ниже.
Сотворил движение «Евразия» (при поддержке околокремлевских политтехнологов второго ряда) бывший сопредседатель Национал-большевистской партии, один из идеологов российского евразийства, певец органов государственной безопасности, автор учебника «Основы геополитики» и популяризатор Генона, Эволы и Хаусхоффера политолог Александр Гелиевич Дугин. Он сын кадрового чекиста, знает несколько иностранных языков и лично знаком со многими яркими деятелями так называемого «Черного интернационала».
Хоть зал и не был полон, делегатов было немало. Бросались в глаза огромная эмблема съезда, висящая над сценой, — стилизованная роза ветров на карте России, и лозунг на стене «Евразия превыше всего».
Передние ряды занимали шеренги представителей мусульманского духовенства в тюрбанах, накрученных поверх турецких фесок и зеленых расшитых люрексом халатах, задние — рядовые «евразийцы».
Все началось с нового-старого гимна, который проиграли полностью от начала до конца. После этого на сцену поднялись Александр Дугин, Талгат Таджутдин, представитель игумена Иоанна (Экономцева) Валерий Шленов, лама Андрей Дондукбаев и теоретик современного евразийства профессор Александр Пащенко. Отдельно было объявлено, что представители иудаизма отсутствуют, так как день проведения форума выпал на субботу.
Был на сцене и протоиерей Всеволод Чаплин, исполнявший всего лишь роль наблюдателя от Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Именно этот отдел обязан контактировать от имени Церкви со всеми политическими движениями — от СПС до РНЕ.
Съезд открылся с пространного доклада Александра Дугина. Новый евразийский вождь, в частности, отметил, что:
«Принцип евразийской общности — цветущая сложность», а идеология движения «выстрадана лучшими людьми России, основавшими евразийское мировоззрение, среди которых Лев Гумилев».
«Россия и Запад — разные цивилизации, противоречия между ними заложены давно и никогда не исчезнут, а основной закон геополитики — „либо мы, либо они“, поскольку „никакого слияния с западным миром быть не может, ибо Запад обратился к нам злым ликом“.
Смысл деятельности „Евразии“ — „не идти во власть, но бороться за влияние на нее“. В частности, движение намерено предложить президенту РФ проект по урегулированию межнациональных конфликтов путем „объединения фундаменталистов, то есть глубоко верующих людей, переживающих уникальность своей веры“.
Основной источник всех бед России — „атлантистский фактор“. У Дугина, по его словам, имеются „оперативные данные о том, что сотрудники ЦРУ работают сейчас в чеченской оппозиции“.
В заключение Дугин заявил, что с оптимизмом смотрит на будущее движения „Евразия“. Во-первых, пояснил он, „с приходом Путина по мановению волшебной палочки загорелся зеленый свет развитию евразийской инициативы“, а во-вторых, „Евразия“ многомерна — в ней и русские, и татары, и молодежь, и военные», и наконец, «Евразия» — прежде всего, остальное потом".
По завершении главного доклада были прочитаны приветственное послание от главного раввина России Берл Лазара и пожелания от других видных деятелей современного религиозного «евразийства».
Но главное откровение съезда, вызвавшее по адресу его организаторов (включая представителей официальных структур РПЦ и муфтия Таджутдина), ряд вопросов, было впереди.
В числе прочих прозвучало и приветствие от израильского движения «Бэад Арцейну». Напомним, что оно получило известность как организация, призывающая к тотальной войне против арабов и мусульман на территории Палестины. Его члены настолько радикальны в своих словах и действиях, что даже израильское правосудие осуждало некоторых из них за осквернение мусульманских святынь и вандализм в отношении мусульманских могил. Приветствие подписали руководители этой радикальной националистической сионистской партии раввин Аврон Шмулевич, «политэмигрант» Авигдор Эскин и журналист, редактор интернет-версии «НГ» Александр Шерман. Движение «Бэад Арцейну» было представлено на съезде как один из главных сотрудников «Евразии» со стороны иудаизма и «израильского традиционализма».
И вот здесь самое время задать ряд вопросов, обращенных к
а) Московской патриархии,
б) муфтию Талгату Таджутдину,
в) администрации президента России.
Понятно, что идея израильско-российского симбиоза, неоднократно озвучивавшаяся в российских СМИ представителями радикальных сионистских группировок (Эскиным, Шмулевичем), находит поддержку у тех людей, которые хотели бы в угоду израильским ястребам нарушить в России межконфессиональный мир и столкнуть ее с мировым исламом. На съезде таковых представлял ведущий ОРТ Михаил Леонтьев, заявивший в свое время по поводу «мирного процесса» на Ближнем Востоке следующее: «невозможно понять, откуда взялся „мирный процесс“ — израильский Хасавюрт, и почему нынешний правящий режим так за него вроде как самоотверженно борется. Настолько самоотверженно, что практически собственноручно организовал убийство премьера Рабина, чтобы показать, что все противники мирного процесса подонки, террористы и фанатики».
Возможно, Московская патриархия, много сделавшая в лице Патриарха Алексия и митрополита Кирилла для улучшения межконфессиональных отношений в России и СНГ, ведущая длительный плодотворный богословский диалог с Ираном, переменила свои взгляды.
Но неужели МП решила пойти на этот раз в лице руководства Отдела катехизации на прямое сотрудничество с силами, заинтересованными в вовлечении России и православия в прямое столкновение с ближневосточным исламом, православием и просто палестинским движением сопротивления?
Патриарх часто демонстрирует поддержку палестинского руководства, заявляя об обеспокоенности массовыми убийствами арабов в оккупированных Израилем городах. РПЦ заинтересована в хороших отношениях с Арафатом и его окружением (на территории автономии расположена львиная доля ее собственности). В то же время официальные сотрудники Патриархии (от имени игумена Экономцева это сделал Валерий Шленов) входят в руководящие органы движения «Евразия» вместе с людьми, даже израильским государством осужденными за антипалестинские и антиарабские террористические выходки.
Муфтий Талгат Таджутдин, обрушившийся на ваххабитов и радикалов, являясь мусульманином, также заседает в одном президиуме движения, в которое входят люди, осквернявшие мусульманские святыни. Напомним, что приветствовавший съезд г-н Авигдор Эскин был осужден израильским судом за подстрекательство к метанию свиных голов на территорию мечети Аль-Акса и осквернение свиными останками могилы одного из погибших бойцов палестинского движения сопротивления, которого радикал-сионисты и их друзья в российских СМИ иначе как «террористом» не именуют. Неужели муфтий Таджутдин настолько солидаризуется с подобной позицией?
Дугин заявил о тотальной безоговорочной поддержке президента Путина, обозначив свое движение как «радикальный центр». Более того, он заявил о своей поддержке президента даже в тех областях, где его действия могут расходиться с идеологическими принципами движения.
Но поддерживает ли Путин или по крайней мере российский МИД движение, деятельность которого ставит под вопрос правомочность участия России в роли коспонсора мирного процесса на Ближнем Востоке?
Вот такие вопросы возникли после «евразийского» съезда.
Я решил не вдаваться в обсуждения самого понятие «евразийство». Вокруг него за последнее время наворочено (усилиями Дугина не в последнюю очередь) немало «теоретических обоснований». Можно говорить и о «единой Традиции», и о противостоянии «атлантистов», и «евразийцев», и о «солнечном евразийском КГБ, которое откроет зарю новой эры» (как писал Дугин в «Завтра»).
Но человеку непредвзятому и знакомому с историей СССР очевидно, что это политическое учение возникло в 20-е годы в головах тогдашних политтехнологов из ГПУ как средство вербовки тоскующих по родине интеллигентов-эмигрантов.
Мол, есть великая страна на просторах Евразии, управляемая мудрым вождем и противостоящая предательской Антанте. Эта страна «простила и зовет». Надо ли говорить, что почти все создатели «евразийства» были стерты в лагерную пыль?
Уже тогда эмигранты, не доверявшие посулам ГПУ, говорили, что «евразийство» расшифровывается, как «смысл исторического существования наивных азиатов, сформулированный умными евреями».
Похоже, что реалии сегодняшнего дня подтверждают иронический вывод людей, живших в 20-е годы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru