Известия | 06.05.2002 |
В канун главного православного праздника в церковных проповедях зачастую идет речь не только о предстоящих торжествах, но и о наших несовершенствах. Это действительно так. Свет Воскресения Христова позволяет нам явственно увидеть не только благость и любовь Господню, но и нашу греховность, наше нежелание исполнить Его благую волю. Такие мысли ничуть не омрачают радости праздника. Это привычный для христианина взгляд на себя и на мир. Ведь очень точно отцы Церкви называли время Великого поста духовной весной. Испытание, покаяние спасительны для души. В покаянии человек обретает себя — научается отделять себя от своих дел и грехов. Это поистине время духовного пробуждения, обновления. Через пост к празднику Воскресения мы из горького плена своеволия входим в радость благого послушания Христова. Крестная Жертва Христова и Его Воскресение учат нас тому, что без умерщвления в себе греховного, эгоистического начала мы не возродимся духовно. Воскресение Христово — основа нашей веры, нашей радости и оптимизма.
Оптимизм применим к сегодняшней ситуации, к переменам в нашей стране. Мы получаем наконец долгожданную надежду на возрождение нашего многострадального Отечества, надежду на то, что жизнь народа будет устроена на началах добра и справедливости. Мы, православные, считаем происходящие позитивные перемены неслучайными. Мы видим, что христианское возрождение Отечества дает свои плоды, изменяя окружающий мир. На наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Не случайно этот благотворный процесс часто называют Вторым Крещением Руси. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом. И этим благим переменам не помешали многие бурные события, потрясавшие страну в последнее десятилетие. Не помешало и казавшееся сокрушительным наступление агрессивной идеологии потребительства на наше общество.
Примет духовного выздоровления общества становится все больше. К ним можно отнести и то, что практически захлебнулась агрессивная деятельность лжемиссионеров, лидеров тоталитарных сект. Еще недавно они рассчитывали обратить в чуждую нашему народу веру чуть ли не всю нашу паству. Действовали с таким размахом и напором, что их поддерживали и лоббировали даже высшие наши государственные чиновники. Ныне эти попытки большей частью посрамлены, ибо отвергнуты нашим народом.
Однако никакие благие перемены не должны заслонять несовершенств. Их, разумеется, тоже немало. Одно из самых болезненных — каждый день на слуху. Который уже год пасхальная радость омрачается все еще не преодоленной до конца чеченской проблемой. К сожалению, все еще не прекратились страдания мирных жителей, людей, лишившихся крова; продолжают гибнуть военнослужащие, обычные гражданские люди, женщины, дети. Крайне опасными остаются угрозы и все новые проявления терроризма. Очевидно твердое намерение нашей власти восстановить законный порядок в Чечне и дать отпор террору. Понимаю, как непросто это намерение осуществить. Для этого необходима не только воля, но и глубокая, точная оценка происходящего. Надо понять: чтобы обеспечить в Чечне прочный и справедливый мир, нужно обязательно учитывать законные интересы всех слоев населения, всех проживающих там этнических, родственных, общественных групп. Ведь подавить силой волю народа или какой-либо значительной его части, как не раз убеждала история, невозможно.
Позиция и голос Церкви в последнее время куда слышнее в обществе, чем прежде. Впервые в истории Православной Церкви недавно были приняты «Основы социальной концепции» — основополагающий документ, определяющий позицию Церкви по многим вопросам, поставленным современностью. Принципиально же отношения Церкви к проблемам общества и государства всегда одинаковы: в отличие от секулярного мира, который в лучшем случае стремится исходить из справедливости, Церковь основывается на любви. Только любовь для нас выше закона. Выше права — лишь милость. И выше справедливости — лишь прощение. Именно в этом коренятся и уникальные возможности Церкви по утверждению в обществе добра, высоких идеалов.
Отношения Церкви и государства складываются сейчас в России на совершенно новой основе — свободного взаимодействия для пользы народа. И характер этих отношений весьма благотворен. Наш голос, как правило, учитывается российской властью при подготовке решений, которые касаются верующих. Однако некоторые проблемы требуют большего понимания. Речь, например, о возвращении Церкви хотя бы той части имущества, без которой существенно ограничены наши возможности в просветительской, социальной, благотворительной деятельности. Отделив от себя в свое время Церковь, государство как будто забыло при этом выделить верующему народу то, что он создавал во имя Божие и доверил попечению Церкви. Процесс возвращения верующим святынь и храмов идет с немалым сопротивлением, порой агрессивным и клеветническим. Иногда активно участвуют в этом и некоторые средства массовой информации.
В последнее время нередки тревожные ожидания «железного порядка», наступления на демократические свободы, прежде всего свободу слова. Для меня несомненно, что общественный мир без порядка немыслим. Всеми средствами, которые есть у государства и общества, необходимо остановить разгул безнравственности и преступности. Если криминальные силы будут влиять на политику и экономику, если люди не будут чувствовать себя в безопасности, то успех благотворных процессов в стране окажется под вопросом. Наведение порядка, впрочем, не должно само по себе перерастать в другую угрозу. Тут уместно напомнить слова Святителя Московского Филарета, сказанные еще в середине XIX века: «Как вы пришли в страну, где есть беспорядки привычные, то надобно как можно тихо приводить людей к порядку, чтобы порядок не показался стеснением».
Поздравляя вас и вашу аудиторию с Воскресением Христовым, хочу искренне вам пожелать: помощь Божия да сопутствует трудам вашим!