День (Киев) | Клара Гудзик | 06.05.2002 |
В начале апреля в Европейском центре коммуникаций и культуры состоялся семинар (Варшава), организованный для представителей СМИ Украины. Польские журналисты и богословы поделились с нами опытом организации и освещения визитов Папы Иоанна Павла II в Польшу. Дискутировалось также много других важных вопросов, таких, например, как польско- украинские взаимоотношения или роль Центральной и Восточной Европы в будущей Европе. Вероятно, самой интересной частью поездки в Польшу были встречи с людьми — поляками, россиянами, а также украинцами, о чем расскажем в следующих выпусках? Дня?
Во время пребывания в Варшаве корреспондент газеты? День? имел возможность обратиться к Чрезвычайному и Полномочному Послу Украины в Республике Польша г. Дмитрию Павлычко с просьбой высказать свою точку зрения на некоторые проблемы, связанные с визитом в Украину Папы Римского Иоанна Павла II.
— Считаете ли Вы, что нынешняя политическая ситуация в Украине может привести к отмене визита Папы Иоанна Павла II или к перенесению визита на более поздние сроки? Является ли при данных обстоятельствах визит в Украину уместным?
— Визит Папы Римского Иоанна Павла II в Украину — это в первую очередь свидетельство того, что наше государство проводит политику на утверждение своей европейской идентичности. Это согласовывается со стратегической целью Украины — стать членом Европейского Союза. Иоанн Павел II приглашен в Украину нашим Президентом, он стремится приехать к нам, прежде всего, как глава государства Ватикан. Его посещение Киева и Львова могут принести только пользу Украине. Против его приезда могут выступать только заинтересованные в ослаблении нашей независимости, только сориентированные на подрыв наших европейских устремлений. По моему мнению, обе стороны существующего противостояния в Украине заинтересованы в том, чтобы визит этот состоялся. Принципиальная позиция относительно этого визита обеих сторон может даже посодействовать улаживанию конфликта. Иоанн Павел II в таком возрасте, что предложение отложить его визит на позднейшее время — это злобный и открытый цинизм.
Украинско-ватиканские отношения имеют свою историю, в которую визит Папы Римского в Украину органически вписывается. Третий Папа Римский — Климентий — был сослан римлянами в Крым, где он умер и где его мощи были найдены святым Кириллом (Константином Солунским) и им же перевезены в Рим в 60-х годах IХ века. Сегодня Крым принадлежит Украине, следовательно, Иоанн Павел II будет на самом деле вторым Папой Римским, который ступил на территорию нашего государства. Выдающимся событием в украинской истории было коронование Даниила Галицкого в 1253 году в Дорогочине. Корону прислал ему Иннокентий IV в знак благодарности за спасение Европы от наступления орд Батыя. В этом году Украина будет праздновать 800-летие со дня рождения великого князя и короля Даниила Галицкого. Это придает визиту Иоанна Павла II дополнительно глубокий смысл. Иоанн Павел II апостольским письмом от 31 декабря 1980 г. провозгласил Кирилла и Мефодия, славянских просветителей, вместе со святым Бенедиктом патронами Европы. Папа Иоанн Павел II отличается экуменистической политикой, теологическими взглядами, в основе которых лежит примирение различных христианских конфессий.
— Может ли, по Вашему мнению, визит Папы оказать определенное позитивное влияние на польско-украинские отношения?
— Бесспорно. Авторитет Иоанна Павла II в Польше безграничен. Украино-польские отношения, которые сегодня складываются довольно хорошо, могут быть укреплены самим фактом пребывания Папы Римского на украинской земле, что вызовет в сознании широкого польского общества расположение к Украине. Эта приверженность укоренится именно там, где до сих пор еще господствует безразличие или неопределенность.
— Существует ли опасность экспансии католицизма в Украине после визита Римского понтифика, как это утверждают определенные православные круги в Украине и России?
— Собственно, в том должна бы и состоять наша мудрость, чтобы быть полностью православной и в то же время европейской нацией. Поэтому следует бояться не Римского понтифика, а такого православия, которое служило империи, а сегодня служит денационализации украинского народа. Существует имперское и украинское православие. Украинское православие, которое до сих пор несет традиции Петра Могилы, не может бояться экспансии католицизма, ибо стоит на национальной и в то же время на европейской цивилизационной основе. А украинская греко-католическая церковь, которая имеет большие заслуги в сохранении и в удержании украинскости, больше католической не станет. Нужно надеяться, что визит Иоанна Павла II может приблизить украинское, скажем так, патриотическое православие к патриотической украинской греко-католической церкви.
— Должен ли папа Иоанн Павел II встречаться в Украине с представителями всех православных украинских церквей? Или только с представителями канонических церквей?
— Было бы хорошо, если бы встречался с представителями всех христианских церквей. Даже шире — с представителями других религий. Но здесь нужна добрая воля обеих сторон.
— Имел ли господин Посол случай встретиться с папой Иоанном Павлом II?
— Я имел короткий разговор с Иоанном Павлом II, когда он был в польском Сейме и фотографировался с дипломатическим корпусом после своей речи. Меня представили ему: ?Посол Украины?. Когда представляли других послов, он смотрел вниз, наклоня голову. На посла Украины он смотрел долго, подняв свои молодые голубые глаза. Мы обменялись репликами куртуазного характера.
— Заметно ли влияние на польское общество визитов папы Иоанна Павла II в Польшу?
— Папа Римский почти ежедневно присутствует в польских телепрограммах. Его читают. Его цитируют. Его почитают. Его влияние связано не так с его визитами, как с его текстами, социально направленными выступлениями, и философски важными для людей вообще. Думаю также, если бы Карол Войтыло голосовал на президентских выборах в Польше, то отдал бы голос за А. Квасьневского.
— Изменили ли личность и деятельность Папы Иоанна Павла II обобщенный образ славянина в глазах мира?
— Традиционно западный мир, католический мир, воспринимал образ славянина как сентиментального, романтического героя, который гордится собой и живет надеждами на возвращение старых, рыцарских времен. Русская классическая проза, широко читаемая в Европе, подняла этот образ до аристократического уровня, но и там славянин сохранил черты одержимого мечтателя, очень часто неспособного к последовательному и тяжкому труду во имя идеала. Бесспорно, Иоанн Павел II открылся Европе и миру как? славянский Папа? (пророческое изречение Ю. Словацкого), так же одержимый идеалист, но способный действовать и мыслить последовательно и упрямо, способный анализировать причины великих трагедий XX века, способный быть философом, справедливым наставником морального поведения и вообще выразителем правды. Иоанн Павел II имел такую смелость, что просил прощения от имени Ватикана у человечества за все грехи (а они немалые!) содеянные Ватиканом в прошлых веках. Хотя, сегодня такие понятия как? славянские?, или? германские?, или? романские? народы перестали играть ту роль, которую они имели еще в XIX веке. Тем то и велик Иоанн Павел II, что склоняет народы не к какой-то там загадочной, в конечном счете, реакционной славянскости, а к общим духовным, общечеловеческим ценностям. Но, что поделаешь, мне, например, приятно осознавать, что его мать пани Качуревская происходила — хотя это и не доказано — из украинского рода.
Газета ?День? весьма благодарна господину послу за внимание к нашим читателям.