День (Киев) | Клара Гудзик | 06.05.2002 |
25 апреле в Киеве состоялась Учредительная конференция Украинского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС). Заданием новой организации станет? утверждение и распространение принципов религиозной свободы, а также защита всеми законными средствами права каждого человека на вероисповедание и богослужение или на отказ от них согласно личному выбору?.
Украинское отделение будет ассоциированной частью МАРС, организации, которая действует во многих странах мира и имеет за собой более чем 100-летнюю историю борьбы за религиозные права человека. Главные принципы МАРС провозглашают: ?Мы верим, что религиозная свобода (РС) является правом, которое даровано человеку Богом… Мы верим в естественное и неотъемлемое право человека на свободу совести — исповедовать или не исповедовать определенную религию, самостоятельно выбирать религию и убеждения, менять религиозные убеждения по велению своей совести… Мы верим, что РС и устранение всех форм нетерпимости и дискриминации по религиозному признаку является основой взаимопонимания, мира и дружбы между народами… Мы верим, что дух истинной РС изложен в? золотом правиле: ?Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими?.
Инициаторами образования Украинского отделение МАРС стали представители многих религиозных организаций страны, Отделение религиеведения Института философии НАНУ, ученые, общественные деятели, а также Госкомитет по делам религий. Президентом Украинского отделения МАРС избран Виктор Еленский.
Почему возникла необходимость в создании подобного института в Украине? Организационный комитет учредительной конференции отметил, что последнее десятилетие стало временем радикальных изменений в сфере свободы совести и религиозных прав человека в Украине. Свобода вероисповедания провозглашена Конституцией и закреплена законодательно. Однако многочисленные религиозные и общественные деятели, ученые, правозащитники, осознают тот факт, что? только постоянная и настойчивая борьба за расширение границ религиозной свободы и за углубление ее понимания способна сделать ее достижение необратимым, а также закрепить в Украине международные стандарты свободы совести….Транзитное состояние украинского общества почти ежедневно создает проблемы для верующих различных вероисповеданий, а нарушение действующего законодательства местными органами власти касается не только религиозных меньшинств, а, по существу, всех религиозных организаций?. Обсуждению этих проблем была посвящена значительная часть учредительной конференции.
Председатель Госкомитета по делам религий Виктор БОНДАРЕНКО рассказал о том, что международный рейтинг Украины в сфере обеспечения РС находится на довольно высоком уровне — согласно годовому отчету Комиссии по вопросам религиозной свободы Госдепартамента США. Несмотря на это, отметил г-н Бондаренко, многочисленные и неотложные проблемы все еще существуют. В частности, по той причине, что религиозная свобода нуждается не только в конституировании, но также и во внедрении в общественное сознание. Тяжелым для урегулирования является феномен новейших религиозных организаций. С одной стороны, государство должно обеспечить религиозную свободу для членов этих организаций, а с другой — защитить граждан (в некоторых немногочисленных случаях) от возможного вредного влияния. И сделать это обоснованно, законно. А это связано с еще одной проблемой — 90% новейших религиозных организаций до сих пор остаются научно не исследованными, не описанными — никто обстоятельно и безошибочно не знает их догматов, иерархии, обрядов, церковного права. Этими вопросами должны систематически заниматься ученые; крайне необходимо создавать при университетах теологические факультеты, защищать диссертации, которые бы имели прикладной характер, писать фактологические монографии.
Профессор Анатолий КОЛОДНЫЙ, президент Украинской ассоциации религиеведов, рассказал, что за 5 лет работы ассоциация осуществила издание 65 книг, посвященных актуальным вопросам религиозной жизни Украины, провела многочисленные международные и всеукраинские конференции при участии представителей различных церквей, без малейшей дискриминации. ?Наш принцип — равенство всех религиозных организаций. Что, однако, не всем нравится. Кое-кто до сих пор делит верующих на? православных и других?. Забывая при этом, что в большинстве стран мира? другими? являются именно православные?. Анатолий Колодный уверен, что религиозный опыт независимой Украины можно с гордостью? экспортировать? в другие страны. В отличие от некоторых постсоветских стран, таких как Беларусь, Азербайджан, Туркмения, где религиозные свободы человека откровенно нарушаются.
На Учредительной конференции присутствовали и гости — активные деятели уже существующего Российского отделения МАРС — гг. Крушеницкий и Красиков. Интересно отметить, что один из гостей — православный, входит в РПЦ, а его коллега — член церкви Адвентистов седьмого дня. Оба поделились опытом своей работы и напомнили присутствующим, что качество демократии определяется тем, как государство относится к меньшинству, а не к большинству, в частности — к религиозному меньшинству. Господин Крушеницкий перечислил факторы, которые, по его мнению, приводят к нарушению свободы совести и дестабилизации религиозной ситуации в любой стране. Это, в частности, 1) отстаивание определенной религиозной группой своей общественной исключительности; 2) фактор традиционности, который якобы предоставляет одним религиям преимущества перед другими; 3) ксенофобия — постоянная направленность на то, чтобы осудждать и искоренять все чужое. Виктор Крушеницкий напомнил, что действуя по этому принципу, мы можем остаться вообще без религий — все они, включая все христианские конфессии, пришли к нам из других стран. 4) Враждебной для религиозных свобод является, как это убедительно доказал советский опыт, принудительная государственная идеология, тоталитаризм.
Главный редактор журнала? Человек и мир?, кандидат философии Виктор ЕЛЕНСКИЙ начал с утверждения, что? религиозных прав никогда не бывает много?. Он еще раз коснулся положительной оценки религиозной ситуации в Украине Госдепартаментом США — по мониторингу 2000 года Украина вошла в список 32 стран мира, где религиозная ситуация не ухудшилась. Замечания, однако, хоть и не очень существенные, были сделаны.
Господин Еленский напомнил присутствующим, что на этих днях исполнилось 10 лет украинскому Закону о свободе совести. В сравнении с тем, что случилось с подобными законами, принятыми на волне демократического подъема начала 90-х, у наших соседей (Россия, Беларусь, Литва), украинский Закон? выжил?, сберег свою демократическую сущность. Виктор Еленский проанализировал причины такой стойкости. Это, во-первых, особенности украинской конфессионной карты — раскладки? сил?, при которой традиционные церкви, в первую очередь православные, заняты конкуренцией друг с другом и из-за этого мало вмешиваются в дела религиозных меньшинств. Более комплиментарный второй фактор — религиозная культура нашей страны традиционно является значительно более толерантной к иноверцам, чем некоторые другие. Немалую роль сыграло также то, что украинский национализм относительно мало связан с конфессиональностью, хотя попытки политизировать церковную жизнь постоянно имеют место. И последнее — случилось так, что религиозная свобода не угрожала действующей власти, и, соответственно, власть не прибегала к попыткам ограничить или упразднить ее.
Относительное благополучие с религиозными свободами является, однако, хрупким, ибо не базируется на соответствующей политической культуре общества. Все в порядке в религиозной сфере может быть только в действительно гражданском обществе, в котором признается, как неопровержимый факт, существование религиозного плюрализма, а легитимность политического режима и его законов не подлежит сомнению. Поэтому, по мнению Еленского, создание в Украине Отделения Международной ассоциации религиозной свободы — весьма кстати.
Юрий РЕШЕТНИКОВ — представитель Евангельских христиан баптистов привел длинный список проблем, с которыми и сегодня сталкиваются так называемые нетрадиционные церкви (хотя баптизму в Украине почти 150 лет). Претензий к законам, к политике высших ступеней власти у баптистов нет. Но в жизни все зависит от чиновников на местах, от того, как они толкуют законы, к какой конфессии принадлежат. Классические точки дискриминации всем известны — проблемы с регистрацией религиозных общин, выделением земельных участков под строительство храмов, разрешением на строительство. Господин Решетников упомянул также о существенных сложностях с практическим применением закона об альтернативной службе в армии — бесконечные справки, ограничения, препятствия. Еще одна болевая точка — отсутствие возможности для детей получать образование в светских школах, которые опирались бы на то вероисповедание, которое исповедует семья. Сейчас понятие? светская школа? является синонимом? атеистической школы?, в которой, однако, некоторые предметы приобрели? православный оттенок?. Юрий Решетников вспомнил и о том, что всем ученикам, независимо от вероисповедания, пытаются навязать Христианскую этику, принятую одной из конфессий. Так же обстоят дела и с институтом капелланства (военные священники), с духовной опекой различных силовых структур, где проходят службу молодые люди различных вероисповеданий. Так, там явно и очевидно пренебрегаются права религиозных меньшинств.
Исходя из выступления представителя Евангельских христиан баптистов, можно сделать вывод, что Госдепартамент США на этот раз нас… перехвалил. И что вхождение в Международную ассоциацию религиозной свободы — это действительно необходимая акция. Ведь в списке основных направлений деятельности Украинского отделение МАРС находим, между прочимым, такие: ?Сбор сведений, которые характеризуют состояние РС и соблюдение прав граждан на свободу совести; анализ нарушений законодательства, предоставление юридической помощи религиозным объединением и отдельным гражданам, защита их законных прав в учреждениях суда и арбитража?.
Учредительная конференция проходила в атмосфере взаимоуважения и поиска, в дружеском общении духовных и светских людей различных церквей и конфессий. Российские гости весьма отличались от тех, которых иногда приходится слушать на? научных? конференциях в защиту русского языка в Украине. Выступали настоящие специалисты, знатоки, эрудиты, а также — красноречивые ораторы. А главное — люди, очень заинтересованные в религиозных свободах. Не для себя. Так может быть, не так уж и плохо в нашем королевстве, как это кажется, когда сидишь перед экраном ТВ или слушаешь радио?