Независимая газета | Н. Попова | 01.05.2002 |
Много легенд ходит о городе Сарове — в недавнем прошлом Арзамасе-16. Еще его называют Федеральный ядерный центр РФ. Одна из легенд повествует о чудесах, которые творились на Саровской горе. А пошло все еще с времен первого монаха-отшельника Феодосия. Люди из поколения в поколение передавали рассказ о необыкновенном свете, который появлялся над горой, об огненных лучах, пронзающих небо, о гуле и звоне, которые как бы шли из-под земли. Все это наводило на окрестных жителей и благоговение, и ужас. Слух о необыкновенных чудесах разносился по всем окрестным поселениям. Любопытные пытались было с лопатами и мотыгами подняться на Саровскую гору, но какие-то неведомые силы чинили такие препятствия, что народ ни с чем возвращался назад… И все-таки однажды горстке храбрецов удалось разрыть гору. Они нашли шесть каменных крестов и один медный с углублением для святых мощей. Медный крест позже стал великой святыней Саровской пустыни. Сегодня он хранится на почетном месте в Саровских пещерах.
Местные монахи в своих летописях высказывали предположение, что на месте Сарова когда-то располагался столичный царский город Золотой Орды. И называли его Сараклыч, что в переводе с тюркского означает «золотая сабля». Сараклыч, как сообщают монахи, был «царственнейшим городом», который собирал дань с населения покоренной округи. Целых 90 лет пробыл Сараклыч столицей. А после того как последний правитель, князь Бехан, покинул его, город пришел в запустение. Место прозвали Старым городищем. Старое городище до сих пор преподносит подарки археологам. И совсем недавно они раскопали тут целый некрополь…
Из летописей Саровского монастыря известно, что территория городища была необитаемой примерно 300 лет кряду. За этот промежуток времени рядом со Старым городищем пролегла Большая посольская дорога, соединившая юг России с Москвой. И жизнь снова забила ключом. А началось все с приходом в эти места монаха Иоанна. Именно он в 1700 г. сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших поселиться на Саровской горе. Потом монахи решили построить церковь. К строительству храма побуждал и вышедший к тому времени царский указ: считать всех монахов, живущих без церквей, раскольниками. И уже в 1706 г. было получено Высочайшее разрешение Петра Первого и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В феврале 1706 г. начали валить лес. В мае на городище уже высился сруб, а 16 июня 1706 г. первый храм Саровской пустыни был освящен. Именно эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
Правила проживания в монастыре были очень строгими, суров был и быт монахов. Все нужное для жизни они добывали собственными руками. Жили монахи в деревянных кельях. К 1729 г. Саровская обитель имела 22 тыс. десятин земли. Появились помещения для различных работ: поваренная и хлебная, трапезная, просфорная, портная и столярная. Были у монахов кузница и конюшня. Монахи возделывали землю, косили сено, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу. Также они плели лапти, делали четки, изготавливали свечи.
В 1764 г. все монастыри разделили на штатные, получающие государственные средства на содержание, и заштатные, содержащие сами себя. Саровская обитель, имея большие земельные угодья, великолепные леса, оставалась нештатной, но по количеству монахов была приравнена к монастырю первого класса. В обители к тому времени проживали 30 монахов. Слава Саровского монастыря росла, и по мере приобретения известности у Саровской пустыни стали появляться вкладчики. Монастырь начал богатеть. В обители развивалось лесное хозяйство. Появились лесопильни и деревообрабатывающие мастерские, где на токарных станках точили деревянную посуду очень тонкой работы.
Увеличивалось количество паломников, приходящих в Саровскую пустынь. Поэтому пришлось благоустраивать все ведущие к монастырю дороги, а также строить постоялые дворы для приема гостей.
Для обеспечения монастыря молочными продуктами на месте устаревшей мельницы, принадлежащей купцу Ивану Масленкову, был устроен скотный двор, потом построили маслобойню. И с тех пор это место называют Маслиха. Название сохранилось до сей поры.
К середине 50-х годов XVIII в. монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это был экономически сильный и самостоятельный монастырь. А 20 ноября 1778 г. в Саровскую пустынь пришел Прохор Мошнин (так звали в миру Серафима Саровского). Встретили его доброжелательно. В течение восьми лет Прохор был обычным послушником: он работал в хлебне, ходил на рубку леса, где его однажды покалечило упавшим деревом. Занимался также столярными работами и в монастырских списках значился как Прохор-столяр.
Первое чудо в жизни будущего святого произошло, когда ему было 7 лет от роду: маленький Прохор забрался на недостроенную колокольню, сорвался и упал. Но на теле не было ни царапины… А в 10 лет мальчик тяжело заболел. Во сне к нему пришла Божия Матерь и пообещала его вылечить. Через несколько дней после этого сна по улице, на которой жила семья Прохора, совершался крестный ход с иконой Божией Матери. Вдруг начался сильный дождь, и чтобы сократить путь, крестный ход направился через двор Мошниных. Матушка Прохора вынесла хворого сына на улицу и приложила к иконе. Вскоре Прохор поправился. Это было второе чудо. Третье случилось с Прохором Мошниным немного позже, когда он заболел водянкой. Болезнь мучила его три года. И вот, когда надежда на выздоровление была уже потеряна, во сне к Прохору явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Она сказала, указывая на Прохора: «Этот нашего рода». После этого положила свою ладонь Прохору на лоб. От ее прикосновения вся жидкость, накопившаяся в теле больного, направилась к правому бедру и вылилась через открывшееся отверстие. После этого сна Прохор быстро выздоровел.
13 августа 1786 г. Прохор Мошнин был пострижен в монахи с именем Серафим, что означает «пламенный». Позже он был рукоположен в иеродиаконы, а затем возведен в сан иеромонаха. Паломники к Серафиму Саровскому тянулись сотнями. И многих из них избавил он от духовных и телесных мук. Серафим Саровский учил: «Иди средним путем. Выше сил не берись — упадешь. Стяжи мирный дух, и около тебя тысячи спасутся. Умей прощать близким своим, и тебе воздастся все, о чем ни просишь». После многочисленных аскетических подвигов у Серафима открылся дар ясновидения и чудотворения. Умер святой 2 января 1833 г. в своей келье, стоя на коленях перед своей любимой иконой «Умиление».
Лишь в январе 1903 г. Святейший Синод с одобрения императора Николая Второго причислил Серафима Саровского к лику святых. После канонизации преподобного Серафима Саровская пустынь стала знаменитой на всю Россию. Со всех уголков богомольцы шли в Саров, чтобы поклониться Серафиму Саровскому. В 1906 г. Саровская пустынь отметила 200 лет своего существования. Это был грандиозный праздник, на который съехалось много гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
И вот этот, можно сказать, второй Иерусалим весной 1946 г. стал местом создания первой советской атомной бомбы, и выбирал его лично Лаврентий Берия. «Объект» начал свою работу в обстановке строгой секретности. До середины 50-х годов сотрудники КБ-11 (так поначалу назывался объект) и члены их семей не могли отлучаться из зоны даже в отпуск. Только в служебную командировку! Постоянные пропуска для проживающих здесь были введены значительно позже (а действует эта строгая пропускная система в Сарове-Арзамасе-16 до сих пор). Очень острой была проблема сообщения с «большой землей». В ноябре 1946 г. в Сарове был открыт собственный аэродром. Постановлением Правительства СССР в распоряжение КБ-11 были выделены один самолет Си-47 и два самолета По-2. В 1951 г. была построена и железная дорога, соединившая Саров со страной. Лаборатории физиков-ядерщиков размещались в… монастырских строениях, там, где когда-то монахи пекли хлеб, взбивали масло, делали свечи, плели лапти и коптили рыбу. Что это, если не насмешка судьбы?
Первой атомной бомбе дали условное название РДС-1. Судя по всему, это название произошло от правительственного постановления, где атомная бомба была зашифрована как «реактивный двигатель С». А народ расшифровывал название по-своему, например: «Реактивный двигатель Сталина» или же «Россия делает сама». 29 августа 1949 г. атомная бомба РДС-1 была взорвана. Причем плутониевый заряд был вставлен в центральную часть бомбы в ночь накануне взрыва. Согласие на взрыв спрашивали лично у Лаврентия Берии. Через три года ученые-ядерщики разработали бомбы РДС-2, РДС-З, водородную бомбу и бомбу для тактических целей.
В 1967 г. «объекту» было дано новое название — Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики (в 1992 г. институт был переименован в Российский федеральный ядерный центр). И если Саровский монастырь в свое время называли «академией монашества», потому что из его ворот вышли настоятели многих монастырей России, то ядерный центр в Сарове-Арзамасе-16 называли «кузницей атомных кадров». Ведь в ядерном центре сегодня живут 70 докторов и более 500 кандидатов наук, а также 250 лауреатов Ленинской и Государственной премий.
Институт располагает мощной расчетно-экспериментальной базой, имеющей в своем составе уникальные исследовательские установки, диагностические комплексы, системы сбора, обработки и передачи информации. Ученые института создали эффективную систему отработки и проверки ядерных зарядов и боеприпасов. В настоящее время ученые проводят исследования по прикладной газодинамике (наука о взрывных процессах и управлении ими). Для этих исследований созданы уникальные многоцелевые аппаратные комплексы. Обширные разработки проводятся физиками-ядерщиками в области ускорителей, лазеров и взрывомагнитных генераторов. Изучаются возможности достижения управляемого термоядерного синтеза. Ученые института успешно разработали и передали на вооружение кумулятивные заряды, имеющие на сегодняшний день максимальное бронепробитие. Снарядоформирующие заряды, отработанные в Федеральном ядерном центре, имеют лучшие для отечественных боеприпасов показатели.
Одна из важнейших задач института сегодня — создание вооружений на новых физических принципах. И большую роль здесь играют исследования и разработки в области лазеров, ускорителей, источников СВЧ-излучения. И еще в институте экспериментальной физики проводятся поисковые работы по изучению возможностей использования специальных ядерных зарядов для уничтожения тех космических тел, которые могут представлять угрозу для жизни на Земле. Вспомним февраль 1994 г., когда в атмосферу Земли со скоростью 20 километров в секунду врезался осколок кометы массой почти тысячу тонн. На высоте 20 километров эта глыба льда взорвалась с энергией, эквивалентной взрыву 50 килотонн тротила. Взрыв произошел над океаном и не вызвал серьезных последствий. А если бы это произошло в небе над Москвой или Питером? Вспомним также 1996 г., когда ученые сделали прогноз о возможном столкновении с Землей астероида Икара. Тогда физики-ядерщики предложили расстрелять астероид ракетами с ядерными зарядами… Прогноз, к счастью, не оправдался, но вероятность столкновения с космическими телами у Земли остается, поэтому поисковые работы в институте не прекращаются.
Не останавливается и процесс разборки ядерных зарядов и боеприпасов. Как рассказывают сами ученые, их разборку производить сложнее, чем сборку. Это много опаснее работы сапера. Обратный процесс имеет определенную трудность, связанную с состоянием элементов заряда. И взрывчатка, и активные материалы за годы хранения претерпевают изменения. Все, кто занимается разборкой ядерных зарядов, проходят строжайший медицинский контроль и психологические тесты. Работы по разборке ядерных боеприпасов проводят в специальных защитных сооружениях — железобетонных герметизированных кабинах, стенки которых способны выдержать взрыв ядерного заряда. И если при разборке он случайно произойдет, Саров этого даже не почувствует.
После разборки активные материалы отправляются на предприятие-изготовитель. Корпусные детали подвергаются необратимым деформациям и отправляются в металлолом. Драгоценные металлы сдаются, взрывчатые вещества уничтожаются путем сжигания или же идут на переработку. Судьба других компонентов заряда, которые могут быть использованы, определяется специальными программами утилизации.
Открывать секретный Саров никто не собирается. Город, как и при Лаврентии Берии, обвивает со всех сторон не один ряд колючей проволоки, и есть несколько контрольно-пропускных пунктов. Поезд, идущий из Москвы, по-прежнему стоит на главном КПП более двух часов, по-прежнему все купе тщательно проверяются. Жители города въезжают по специальным пропускам. Те, кому разрешено прибыть в командировку или в гости, довольствуются разовым пропуском. Таков же и порядок выезда…
Вот и получается, что на Цейлон легче въехать (даже виза не нужна), нежели в российский город Саров, некогда пристанище святого Серафима Саровского. Святого старца в этих местах чтут особо. На Дальнюю пустынку — так называется место, где отшельничал Серафим, — верующие приходят десятками. Именно здесь у святого старца был когда-то пчельник и огород. Сохранился и огромный камень, на котором преподобный провел тысячу ночей в молитве. И совсем недалеко от этих святых мест находится так называемая 21-я площадка, на которой еще несколько лет назад физики-ядерщики проводили различные испытания. А сегодня вместо бомб те же самые спецы делают бадминтонные ракетки, кастрюли, гранят алмазы, разливают церковное вино и производят титановые протезы.
В городе Сарове живут талантливые люди.
Саров-Москва