Известия | Михаил Гохман | 01.05.2002 |
21 марта исполнилось 1680 лет с того дня, когда вышел указ римского императора Константина Великого, объявившего воскресенье праздничным днем.
Бывают «большие», знатные даты, которые празднуются торжественно и помпезно с парадами, салютами, торжественными приемами, возложением венков и длинными речами. А бывают даты «маленькие», не столь известные, хотя и не менее важные.
Трудно представить, что до 321 года новой эры в Европе не существовало единого государственного выходного дня. Для этого римский трон потребовалось занять Константину Великому, первому императору, который прекратил гонения на христиан и уравнял христианство с другими культами, а затем и провозгласил его в качестве единственной государственной религии. Традиция оказалась сильней обстоятельств: в европейских католических странах трудно найти в воскресенье открытый магазин; борьба немецких торговцев за право продавать в воскресный день до сих пор не увенчалась успехом.
Император совершил еще много великих дел — например, в 325 году созвал в Никее Вселенский собор, который сформулировал и провозгласил Никейский символ веры (краткое изложение основных догматов христианства), а также определил время празднования Пасхи: первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. И все же в России равноапостольного римского императора больше всего любят за праздничный и веселый воскресный день. Не зря Владимир Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка приводит пословицу: «понедельник — похмельник, вторник — задорник, середа — перелом, четверг — оглядчик, пятница — ябедница, суббота — потягота, воскресенье — недели поминовенье». И поминаем мы так, что в понедельник обычно тяжело приходится.