Русская линия
День (Киев) М. Василевский01.05.2002 

История с историей старинной иконы

Вроде бы заурядный эпизод из уголовной хроники последних дней абсолютно неожиданно повлек за собой сенсацию и заставил думать, что глухое и малое (какие-то две сотни дворов, среди которых много пришедших в упадок) село Тихомель над тихой речкой Горынь было в свое время большим торгово-ремесленным городом.
Однако сначала — об уголовном эпизоде. Какой-то глухой январской ночью в хату одинокой 75-летней пенсионерки Ольги Сысюк, которая уже давно и за порог не выходила, ворвался неизвестный, схватил икону и исчез с места преступления. Рассказывают, что потом детективы Белогорского райотдела милиции две недели? вычисляли? преступника и, наконец, взяли подозреваемого в соседнем с Тихомелью Ямполе, куда он вернулся недавно после пятой ходки в места отдаленные. Якобы на чердаке его хаты и нашли икону, которой цены нет.
Пострадавшая припоминает, что? это было прошлогодней осенью, когда еще кукурузу не собирали?. Тогда пришли к ней трое монахов аж из Пскова. Издалека прибыли в забытую Богом и людьми Тихомель с каталогом. Взяли в руки икону, долго разглядывали, фотографировали в различных ракурсах. Когда все сопоставили, весьма возрадовались и начали вдохновенно, страстно молиться. Уже после долгого моления объявили, что это она, икона Божьей Матери Тихомльской, от 1220 года… Мол, до сих пор считалось, что эта икона давно уже потеряна, ан нет… ?Нет, не спрашивали, продам ли. Сказали, что Божья Мать Тихомльская — заступница села, нужно ее беречь?, — рассказывает Ольга Сысюк.
Село говорит о чудотворных свойствах светлого образа Божьей Матери Тихомльской. ?Когда меня парализовало, я попросила, чтобы дали икону. Молилась на нее, просила, чтобы отпустило… Теперь по хате шкандыбаю?, — вспоминает бабушка о своем недавнем недуге. Местные православные уверяют, что именно так оно и было. Рассказывают другие загадочные истории, когда убеждались: таки чудотворная она, эта икона. Такое бывает со старинными, ?намоленными? иконами, — говорят знающие люди.
Теперь же, как заметил? Дню? начальник Белогорского райотдела милиции Александр Кучерявый, ?изыскиваются возможности для экспертной оценки изъятого в ходе обыска в хате 41-летнего подозреваемого из Ямполя вещественного доказательства. И еще не известно, этот? вещдок? — действительно ли икона Божьей Матери Тихомльской, которую глухой январской ночи вынес вор из хаты пострадавшей. Однако сельские православные теперь говорят о том, что, пока белогорские детективы искали преступника, он побывал в Киеве, ходил на Андреевский спуск — намеревался составить цену украденной реликвии. Вроде бы и составил — 40 тысяч американских долларов. Но, мол, попал на глаза киевской милиции, и та поинтересовалась у белогорской: не было ли в районе факта кражи дорогой иконы?
Александр Кучерявый не опровергает этот слух. Однако ни сама пострадавшая, ни православные села не опровергают и версию псковских монахов: не от нечего делать же было их путешествие. Православные Тихомели докапываются до седой истории родного края: как, когда, почему она потерялась?
Что же касается позднейшей истории, то пожилая Ольга Сысюк знает ее от своей светлой памяти свекрови: ?То было, когда в нашей Тихомели безбожники разрушили храм и зажгли костер из церковной утвари?.
Пылали в адском огне культовые атрибуты — дорогие образа, духовные книги, хоругви, разбитый иконостас. А вокруг костра, словно в диком средневековьи, шалели в дьявольских танцах ведьмы и черти в человеческом подобии, опьяненные от курса ликбеза по воинствующему атеизму. Несли паникадила, подсвечники бронзовые и туда же, в огонь, бросали.
?Моя же свекровь выхватила из огня эту икону и побежала?, — рассказывает Ольга Сысюк.
Стынет кровь от услышанного о том, как безбожники двадцатого века погнались за несчастной православной, которая, как в свое время объяснили бы, вызвала огонь на себя. А она бежала вдоль берега седой Горыни: ?Увидела, что уже догоняют и бросила в речку образ и дальше побежала…?. Когда уже упала обессиленная, они начали ее тяжело бить…
Старая, измученная жизнью невестка, которая давно? готова к встрече с Всевышним?, считает, что именно так, а не иначе, могло быть: чтобы ее дорогая свекровь опомнилась после страшных побоев, вернулась какой-то лунной ночью к тому самому месту, где упала икона, и нашла реликвию на дне речки. В конечном счете, наша собеседница не имела никаких сомнений относительно того, что и после той ночи, когда рецидивист ворвался в ее скромную хату, образ Матери Божьей отыщется.
Все на свете вернулось на круги своя.
Долгие годы икона Божьей Матери Тихомльской была одной-единственной великой тайной трудолюбивого рода Сысюков. Передавалась из поколения в поколение, аж пока не настала пора? для свободного волеизъявления религиозных убеждений?. Тогда уже установила бабушка образ, как и положено, в красном углу — молилась на него каждое утро и ежевечерне. Наконец, не стало и семейной тайны — потянулись к иконе Тихомель и окружающие села. Простые православные почему-то и предположения не имели, что кто-то посягнет на их святыню. Обращались к Матери Божьей и ее Младенцу, смотрели в ее большие печальные глаза, вобравшие в себя все вековечные и пожизненные страдания мира. С верой, которую не растеряли за долгие годы безбожия. С надеждой, что отпустит их грехи, наставит на путь истинный…
Там, где храм стоял, теперь большой камень лежит. На память о 1939 годе, когда был сожжен символ православной веры. Молча идем с приятелем, почитателем древности, к месту сожженной веры в поисках птицы Феникс. Вдоль узкой сельской улицы, которая никогда не знала асфальта, — склоненные, какие- то опечаленные хаты. Не из каждого дымохода тянется к холодному февральскому небу печной дым. ?Есть хаты, словно остывшие птичьи гнезда?, — говорила нам Ольга Сысюк.
В десятом веке, как известно из древнерусских летописей, был город Тихомль. А в двадцать первом веке от него осталось малое, совершенно заброшенное село, где, кроме лампочки Ильича, которая светит в соответствии с графиком местной разгрузки электросетей, — никаких признаков цивилизации.
Где-то в хлеву иногда взвизгнет свинья или заревет корова, на каком-то дворе кукарекнет петух, гавкнет беспородный пес… Но вот и она, почти разрушенная временем и безразличными к своей истории потомками Тихомльска крепость, памятник архитектуры шестнадцатого века, которая должна бы охраняться законом. Руины славы уже не оставляют сомнения, что мы — именно в той Тихомли, где христиане — ремесленники и купцы, построили церковь. Когда же построили? Село не знает. Однако помнит, что именно четвертого декабря было внесение иконы Божьей Матери Тихомльской в святой храм. Ежегодно в этот светлый день к хате Ольги Сысюк устраивалось паломничество. ?Отовсюду православные приезжали?, — вспоминает пострадавшая от ночного вора.
Тихо кругом. Или от безмолвия, или от грустных впечатлений услужливое воображение почему-то взлетает к небесам, где витает умиротворенная душа простой женщины, которая выхватила из дьявольского костра святой лик и побежала над седой Горынью… Давно уже в раю и православная душа, и, может, именно четвертого декабря ежегодно улетает через райские ворота в Тихомель, что уже была Тихомлью в период присоединения к Киевской Руси в 981-м году.
А потом, после присоединения, минует какое-то историческое мгновение и Тихомль откажется от язычества, примет христианскую веру. Так когда же построила она символ своей веры, внесла в храм икону заступницы? Какой иконописной школы принадлежало это творение?
Пока что — только версии. И аргументы в пользу того или иного предположения. Из исторических источников известно, что в далеком тринадцатом веке Горынь была судоходной речкой — вплоть до моря ходили тихомльские купцы за товаром. И волами на далекие расстояния ездили. Так из какой же точки на пути? из варяг в греки? привезена икона?.. Или, может, в те седые времена тут, в Тихомли, были свои иконописцы? Ольга Сысюк опять вспоминает о путешествующих монахах: ?Они говорили, что вторая такая икона только в Почаеве есть…?.
?Вещдок? — в материалах уголовного дела. Как и положено, сохраняется тайна следствия, подозреваемый — под стражей, ведутся следственные действия. По-видимому, отыщутся деньги и для экспертной оценки вещественного доказательства. Пока же дело попадет к Фемиде и икона, наконец вернется туда, куда должна вернуться, Тихомель понемногу будет просыпаться, словно от глубокого забвения. Вместе с ней будет просыпаться и ее историческая память.
Она, память, напомнит, что город Тихомль опустошался в ходе междуусобных войн. В 1233 году во время одной из битв с венгерским королем призвал Даниил Романович на помощь князя Изяслава Мстиславовича, как считает летописец, ?льсти (измену. — Ред.) сотвори и… взяща Тихомль и возвратишася?.
А потом были татарские набеги, холера… Поэтому, как отмечают позднейшие летописцы, город начал приходить в упадок. Однако не до такой степени, как это произошло уже в двадцатом веке.
Так было. А что же будет? ?Всевышний знает?, — уверена пострадавшая Ольга Сысюк. Она уже больше думает о прошлом, чем о будущем. Далеком, когда получила в наследство икону Божьей Матери Тихомльской. Ближнем, когда состоялся неожиданный визит псковских монахов. Может, они, монахи, отзовутся на этот казалось бы, заурядный эпизод из уголовной хроники, проникнуться на какое-то время мирскими хлопотами ради спасения грешной души. После чего сыщется пророк и на тихомльской земле. Какого же это века украденная икона?..
Белогорский район, Хмельницкая область


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика