Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью «Сегодня»
Алексий II вручил в Берне ордена святого благоверного князя Даниила Московского подвижнику русской культуры барону Эдуарду Фальц-Фейну, мэру города Андерматт Фердинанду Мухайму и швейцарскому историку Аготону Эрни за вклад в сохранение памяти о переходе суворовских войск через Альпы. Благодаря усилиям этих людей удалось спасти памятник павшим русским воинам у Чертова моста в ущелье Урзерн и провести юбилейные торжества в ознаменование 200-летия этих исторических событий. Его Святейшество ответил на вопросы корреспондента «Сегодня» Игоря Седых. — Ваше Святейшество, в чем вы видите заслугу награжденных вами людей? — В их лице мы выражаем благодарность швейцарскому народу за сохранение памяти великого русского полководца. Мы должны помнить историю. История многому учит. Величие Суворова состоит не только в его полководческом искусстве: Суворов был солдат между солдатами, даже когда был генералом. Об этом нужно помнить. — В Вене намечается встреча представителей РПЦ и Константинопольской патриархии. Как складываются отношения между православными церквами? — Есть проблемы, но мы считаем, что благоразумие должно возобладать. У нас есть сложности с Эстонией. В самый тяжелый послереволюционный период, когда Патриарх Тихон был в заключении, Эстония в 1923 году перешла под юрисдикцию Константинопольского патриарха вплоть до 1940 года. Но, начиная с Ярослава Мудрого, РПЦ строила храмы, и это была ее миссия в Эстонии. Если сравнивать века и 17 лет, мы, я думаю, имеем больше прав на юрисдикцию в Эстонии. У нас идут переговоры, и в Вене состоится очередной тур. Мы все-таки отметили двухтысячелетие Рождества Христова совместным богослужением на месте Рождества Христова в Вифлееме, продемонстрировав единство православных церквей. Убежден, что все главы православных церквей должны способствовать единству перед лицом натиска со стороны различных тоталитарных деструктивных сект, пользующихся трудностями, в которых люди живут. — Как складываются отношения с «зарубежной» РПЦ? — На сегодняшний день отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение. Когда создавался Синод зарубежной церкви в начале 20-х годов, митрополит Антоний сказал, что это временное учреждение до тех пор, пока в России Церковь не получит свободу. Когда Церковь получит свободу, мы принесем отчет о своей деятельности Патриарху Московскому. Чтобы помешать этому, выдвигаются надуманные причины. Например, довод о канонизации царской семьи, но сегодня они прославлены как страстотерпцы. Думаю, произойдет смена руководства в зарубежной церкви, потому что сегодня ее главам далеко за 80 лет, они живут старыми категориями, не представляя новую Россию с религиозной свободой. Время вылечит этот раскол, потому что обе Церкви — это плоть от плоти и кровь от крови своего народа. — В этом году Пасха приходится на один день у всех христианских церквей. Не повод ли это перейти на принятый всюду григорианский календарь? — Знаменательно, что в первый год XXI века и третьего тысячелетия мы отмечаем Пасху вместе. Но не думаю, что это должно побудить нас переходить на григорианский календарь. Именно благодаря соблюдению традиций РПЦ выжила в послереволюционный период в тяжелых испытаниях богоборчеством. Еще жива память о попытках изменить календарь в целях разрушения Церкви, которые предпринимались в 1920 году обновленчеством, спровоцированным Советской властью. Сохранение традиционного календаря стало формой сопротивления этим попыткам покончить с Русской православной церковью. — Намечаются ли встреча с Папой Римским и его визит в Россию? — В ходе обсуждения визита было решено подписать совместную декларацию. Я хотел, чтобы в ней были провозглашены отказ от прозелитизма и посягательств на храмы. Дело в том, что у нас вызывает серьезную озабоченность, что в послесоветское время Католическая церковь развернула широкую прозелитическую деятельность на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана. В то же время на Западной Украине униаты, захватив церкви, фактически лишили православных возможности отправлять свои религиозные потребности. Мы неоднократно просили Ватикан вмешаться и восстановить справедливость, но ничего не было сделано. Папа не согласился, чтобы эти два положения вошли в декларацию. Надеюсь, однако, что разногласия рано или поздно удастся преодолеть.