Русская линия
НГ-Религии Евгений Стрельчик01.05.2002 

«Нельзя пронумеровать человеческую личность»
Богословская комиссия Русской Православной Церкви рассмотрит проблему присвоения верующим ИНН

Главной темой состоявшейся 31 января встречи руководителя Министерства по налогам и сборам Геннадия Букаева с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II стало рассмотрение критической ситуации, сложившейся во многих епархиях Русской Православной Церкви, в которых возникло стихийное движение борцов с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН). Действительно, внутрицерковное противостояние в последние месяцы достигло небывалого напряжения, которое, по оценки многих наблюдателей, вполне реально может привести к расколу внутри Церкви.

Патриарх и министр

Патриарх Алексий II, хорошо понимая всю остроту проблемы, предпринял очередную инициативу, на которую откликнулся главный мытарь страны. Учитывая, что противники ИНН видят в нем замену имени человеку, данному ему при крещении, было предложено ввести в сферу налоговой политики новое понятие «лицевой счет налогоплательщика». В таком случае индивидуальный номер будет присваиваться не человеку, а так называемому лицевому счету налогоплательщика.
«Нельзя пронумеровать человеческую личность, человеческую душу, — считает министр. — Но, чтобы вести четкий учет, мы будем присваивать номер делу, ведущемуся в налоговых органах. Таким образом, это будет номер лицевого счета, не более. Я также выступаю против того, чтобы где-то собиралась вся информация на человека. Наше ведомство интересуют доходы гражданина, его имущество, все то, что облагается налогом. И все!» Министр еще раз заверил, что никто не имеет права заставить человека принять ИНН и ни один работодатель не вправе устраивать на него гонение из-за отсутствия этого номера. «По фактам неправомерных действий министерство ведет особое расследование», — заверил Букаев.
Обо всей серьезности этой проблемы свидетельствует и выступление Патриарха во время его посещения Издательского совета Московской Патриархии. Примечателен тот факт, что Предстоятель РПЦ, впервые побывав в здании на Погодинской улице за все десять лет своего нахождения на первосвятительской кафедре, говорил не о проблемах церковного книгоиздательства, а вновь об ИНН. Патриарх считает, что искусственно возбуждаемая вокруг этого вопроса нездоровая полемика имеет своей целью посеять разделения в церковной ограде. Отметив, что в присвоении верующим ИНН нет ничего противоречащего христианству, он расценил это как развернутую некоторыми кампанию, призывающую верующих отказываться от принятия номера, попытку посеять недоверие к власти. Патриарх особо подчеркнул, что те, кто распространяет подобные слухи, наносят вред Церкви. Плохую услугу оказывают и те, кто обращаются в Налоговую службу с заявлениями об отказе от ИНН. «Может создаться впечатление, что люди просто не хотят платить налоги», — отметил Алексий II.
В надежде перехватить инициативу в обсуждении этого вопроса, а заодно и поднять авторитет высшей церковной власти и было принято решение провести 19 февраля в Троице-Сергиевой лавре в Московской Духовной Академии специальное заседание Синодальной богословской комиссии, на котором этот вопрос будет рассматриваться при участии священнослужителей, пользующихся в Церкви особым авторитетом. Помимо членов комиссии, которую возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) в заседании будут участвовать преподаватели Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий, такие, как архимандрит Макарий (Веретенников), архимандрит Матфей (Мормыль), диакон Андрей Кураев, а также старцы Троице-Сергиевой лавры, прежде всего о. Кирилл (Павлов). Все они и призваны в спокойной дискуссии соборно обсудить проблему со всех ее сторон, уделив главное внимание прежде всего богословской стороне вопроса. Однако не стоит забывать, что уже есть решения Священного Синода и Архиерейского Собора и вот теперь богословская комиссия. Что она может добавить к уже сказанному за последний год?

Хроника противостояния

Сразу же после того как было объявлено об обязательном присвоении ИНН всем гражданам России, эта проблема стала широко обсуждаться внутри Церкви. Многих верующих смущало, что при его получении необходимо было написать заявление, сомнительного для православной совести содержания. Кроме того, на бланке свидетельства о его получении номер был представлен в виде штрих-кода, в котором, по мнению некоторых православных исследователей, присутствует апокалиптическое число зверя — три шестерки.
7 марта 2000 г. Священный Синод впервые выразил свою обеспокоенность новой системой тотального контроля власти над частной жизнью человека.
19 марта, 23 апреля и 19 мая прошлого года в Москве прошли массовые акции протеста верующих под лозунгом «Православные против ИНН». Затем последовал сбор подписей. В различные инстанции — Священный Синод, Владимиру Путину, в Министерство по налогам и сборам — были направлены тысячи обращений. Наиболее известное из них — открытое письмо президенту, подписанное 83 священниками и монахами, а также 2,5 тыс. мирянами Владимирской епархии с протестом против «поголовной нумерации».
18 апреля Патриарх Алексий II посетил Московское налоговое ведомство, где и познакомился с его руководителем Геннадием Букаевым, который лично убедил Его Святейшество, что в штрих-кодах нет трех шестерок.
9 мая архимандрит Иоанн (Крестьянкин) призвал православных не сопротивляться присвоению номеров.
В августе последнюю точку в дискуссии поставил Архиерейский Собор. Тогда впервые было сказано, что теперь православным не надо подписывать заявлений, а необходимо лишь заполнить анкету.
27 октября состоялось торжественное подписание совместного соглашения МНС и РПЦ, предусматривающее введение специальной анкеты для православных.

Апокалиптические настроения

Однако все эти действия священноначалия, судя по всему, не смогли успокоить паству, апокалиптические настроения которой кто-то умело подогревал. Порой возникали даже подозрения, что вся эта кампания срежиссирована некими силам, желающими дестабилизировать церковно-государственные отношения, а заодно и подорвать всю налоговую политику.
Так, иеросхимонах Рафаил (Берестов) заявил: «А мы, лукавые, думаем: паспорт со штрих-кодом примем, а вот самой печати — микрокомпьютер — на лоб и на руку не примем. Не обольщайтесь этим и не лукавьте с Богом. Подписавшись под этим документом с тремя шестерками, вы и подчиняетесь сатане. Это является поклонением ему, отречением от Бога. Бог ревниво любит нас, и своею неверностью оскорбляем мы Его. Это предательство Бога. Я, грешный, всех моих духовных чад не благословляю брать эти проклятые бесовские документы».
Отец Иоанн (Крестьянкин), крайне встревоженный этой ситуацией, считает, что развернутая кампания объясняется «не борьбой против ИНН, а борьбой против Церкви. Сейчас эти документы и с такой подачей опасности для нас не представляют».
Архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой лавры заявил: «Я лично брать (номер) не буду, а остальные по совести».
Протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит выказывает свое полное непонимание проблем вокруг ИНН: «Что требуется исполнять, надо исполнять законно».
Архимандрит Тихон (Шевкунов) видит реальную опасность, связанную с процессом присвоения номеров в том, что это может стать «одним из приводных ремней механизма тотального контроля, и православные люди совершенно правильно делают, внимательно следя за происходящим». При этом он убежден, что в «разжигании страстей и смуте вокруг ИНН заинтересованы определенные силы, например, предприниматели, которые сейчас объявляют себя православными и заявляют, что не будут принимать ИНН, дабы укрыться от уплаты налогов».
Иеросхимонах Николай (Усков) из Самары считает, что «только слепой может этого не видеть и тешить себя мыслью, что ИНН — еще не печать. Никакими мирными соглашениями не добиться ничего. Православные русские люди! Сколько будем терпеть глумления над нашей Верой, поруганием Христа Господа нашего? Начиная от захоронения лжемощей царственных мучеников в Петербурге и кончая ИНН с тремя шестерками — это дела тьмы, жидов и продажных русских масонов».
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл призвал спокойно и рассудительно отнестись к ситуации. Он не согласился с теми, кто опасается наличия на штрих-кодах трех шестерок. «Никакая цифра не может погубить или спасти человека, живущего по заповедям Христовым. Почитание символов — это магизм. И если мы начинаем верить не в Бога, а в знаки и цифры, мы становимся язычниками», — предупредил владыка Кирилл.

Что происходит на местах

Положение дел в епархиях, где верующие порой вступают в прямую конфронтацию со своим правящим архиереем, не может не вызвать опасения. Вот несколько примеров только за последний месяц.
В середине января пресс-служба инспекции МНС по Белгородской области распространила информацию, в которой утверждается, что все работающие региона платят подоходный налог, а существовавшее ранее недопонимание некоторых специфических моментов в работе налоговиков со стороны служителей Русской Православной Церкви теперь общими усилиями преодолено. Более того, подготовлен проект соглашения с Белгородско-Старооскольской епархией, предусматривающий введение специальной анкеты для православных.
Однако продолжают поступать сообщения, что неизвестные люди распространяют листовки с призывом отказа от присвоения ИНН. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн был вынужден публично заявить, что он не давал на это благословение и не призывал верующих отказываться от присвоения ИНН, и призвал жителей области не поддаваться необоснованной панике и не принимать никаких заявлений об отказе от ИНН.
Прихожане Никольской церкви Саранска категорически отказались принимать ИНН, не помогло и разъяснительное письмо местной налоговой инспекции. По словам епископа Саранского и Мордовского Варсонофия, «у этого явления очень плохая перспектива», хотя в последнее время он стал терпимее относиться к присвоению ИНН. Его мнение смягчилось после того, как местные мытари не стали присваивать священнослужителям номера налогоплательщика.
«Мы заявляем резкий протест против беззакония и насильственного введения ИНН и требуем оградить от него верующих», — говорится в заявлении, принятом 15 января Союзом православных братств. Участники экстренного собрания обвинили церковную власть в гонениях на архимандрита Кирилла (Павлова), епископа Задонского Никона (Васина), архимандрита Петра, духовника женского Боголюбского монастыря Владимирской епархии РПЦ, требуя от них пересмотра своего отрицательного отношения к вопросу ИНН.
Например, поток жалоб верующих в Екатеринбургское епархиальное управление сначала был незначительным, однако в последнее время священнослужители столкнулись со шквалом обращений прихожан, которые сообщают о давлении на них со стороны налоговых органов, с угрозами увольнением или невыплатой зарплаты. Епархиальный совет решил ходатайствовать перед властями о разработке альтернативного способа присвоения ИНН, а также заняться сбором материалов, связанных с нарушениями прав верующих. Для этого архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий ввел должность уполномоченного по связям с налоговыми органами.
«За право жить без ИНН» намерены бороться члены общественного неполитического движения с таким названием, созданного в Санкт-Петербурге. Движение ставит целью противодействовать присвоению православным ИНН и добиваться создания альтернативной системы налогового учета.

Смогут ли мытари расколоть Церковь?

Возникновение двух полярных мнених в Церкви, тем более окрашенных в благородные краски непримиримой борьбы с антихристом, поставило Патриарха в сложную ситуацию, демонстрируя новой российской власти его неспособность управления своей многомиллионной паствой. Сложное десятилетие его нахождения на посту Предстоятеля Церкви хотя и было богато на кризисы в общественно-политической жизни, что требовало от него быстрой выработки решений, но не знало такого накала страстей как нынче. Полный разгром необновленцев, которые могли бы хоть в некоторой степени помешать тотальному воцарению младостарцества, привел к тому, что ни Священный синод, ни Архиерейский Собор, а именно фундаменталисты стали, если не полностью, то в достаточной сильной степени влиять на общецерковную политику. Последний раз такое противостояние было по вопросу о признание обнаруженных под Екатеринбургом останков царской семьи, что даже вынудило Патриарха отказаться от участия в церемонии их захоронения.
Некоторые наблюдатели даже сравнивают остроту нынешней угрозы раскола с ситуаций, которая сложилась в Церкви 30-х годов прошлого века. Тогда верующие были разделены на тех, кто согласился со знаменитой «Декларацией» 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), призывавшего верующих принять власть коммунистов, и тех, кто не мог пойти на сотрудничество с безбожниками. Такая трагическая ситуация вызывает недоуменный вопрос: как в Церкви, где «послушание паче поста и молитвы», возможно положение, при котором деревенский батюшка или монах из провинциального монастыря имеют дерзновение не подчиняться решению Синода, указанием иерархов и самого Патриарха?
Получается, что многие решения церковной власти не доходят до рядового прихожанина или заметно корректируется в зависимости от политических или иных пристрастий духовника. Забавный парадокс, как в детской игре про испорченный телефон. И это реальность. Единственное, что непосредственно может услышать вся паства — это Пасхальное и Рождественское послания Патриарха, которые зачитывают в дни праздников в каждом храме вместо традиционной проповеди.
Для верующего критерий оценки любой жизненной ситуации с точки зрения учения Церкви формируется лишь из поучений батюшки исходя из всей совокупности его образования и духовного опыта. А решения Священного Синода, обращения Патриарха или епархиального архиерея, а также те или иные соглашения Церкви со светскими властями не получают должного распространения среди верующих. Это стало следствием пренебрежительного отношения священноначалия к распространению информации о своих решениях и нежеланием создать профессиональные церковные СМИ.
Патриарх Алексий II из года в год повторяет на любых внутрицерковных собраниях свой неизменный призыв к архиереям и настоятелям подписываться на «Журнал Московской Патриархии» и «Московский церковный вестник». При этом очень мало говорилось о качестве этих изданий, их информационной составляющей, современной подачи материалов, регулярности выходов. И в результате сложилась парадоксальная ситуация, когда паства оказалась практически лишена возможности оперативно узнать мнение своего священноначалия по столь острой проблеме, как принятие ИНН.
А пока от имени Церкви православным вещают 20 тысяч священников, каждый на свой манер. Если он противник ИНН, то запрещает своему духовному чаду принимать налоговый номер, при этом общецерковного мнения рядовой верующий нигде не может узнать, так как до архиерея далеко, а до Патриарха высоко.
Созыв специального заседания богословской комиссии по этому вопросу говорит о том, что Патриарх понимает всю серьезность проблемы, которую ему предстоит решить. Можно, правда, предположить, что решение этой комиссии будет недостаточным и не сможет сразу же сбить накал разыгравшихся страстей. Инициаторы этого противостояния, видимо, рассчитывают и дальше продолжать использовать свое религиозное рвение, чтобы держать священноначалие под постоянной угрозой возможного церковного раскола.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru