Независимая газета | С. Сергиевский, В. Суриков | 01.05.2002 |
Чудотворная икона Казанской Божией Матери — одна из наиболее почитаемых на Руси — явилась в 1579 г. в Казани. Согласно историческим публикациям, это величайшее событие в духовной жизни страны произошло во времена Ивана Грозного, после покорения Казанского ханства русскими войсками.
Явление иконы случилось недалеко от Казанского кремля. Десятилетняя дочь стрельца Даниила Онучина Матрона трижды увидела во сне Божию Матерь, которая повелела объявить архиепископу и воеводам города, что на месте сгоревшего дома Онучиных сокрыта Ее икона, зарытая в земле. Городские власти и священники сначала не поверили малолетнему ребенку, и тогда родственники Матроны стали сами производить раскопки. Однако святой образ удалось обнаружить 8 (21) июля только Матроне. Найденная икона была торжественно помещена в Благовещенский собор. Вскоре от иконы получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. С иконы был снят список и с описанием чудесного события направлен царю, который повелел на месте явления поставить церковь во имя Божией Матери и основать женский монастырь (судьба этой копии в настоящее время неизвестна). Позднее святая икона была украшена золотым окладом и драгоценными камнями. Казанский священник, впоследствии патриарх Гермоген, документально зафиксировал чудесное явление. Посетив Казань в 1767 г., Екатерина II украсила икону специальной бриллиантовой короной.
В 1612 г. Божия Матерь через свою Казанскую икону спасла Русь от иностранного нашествия, оказав помощь свыше народному ополчению, изгнавшему поляков из Москвы. В честь этого события князь Дмитрий Пожарский построил храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Петр I брал чудотворный образ под Полтаву, где одержал победу над шведами. Михаил Кутузов также просил помощи у Божией Матери при нашествии на Россию французов. Почитание святыни связано и с другими победами русской армии, в том числе в Великую Отечественную войну.
Икона имеет сравнительно небольшие размеры (2622 см), богато украшена драгоценными камнями и представляет собой погрудное изображение Богоматери, в котором Ее голова склонена к Младенцу Христу. Не совсем ясна судьба чтимых первых списков этой иконы, сделанных с оригинала. Сегодня известно, что один список находится в Санкт-Петербурге, во Владимирском соборе, другой в Казани, в церкви Ярославских чудотворцев. Копия иконы, принесенная в Москву с народным ополчением, оставалась в Казанском соборе на Красной площади до его разрушения в 1934 г.
29 июня 1904 г. ночью чудотворная икона была похищена из главного храма Казанского женского монастыря. О происшествии было сообщено министру внутренних дел, который доложил об этом Николаю II. Все силы полиции были брошены на розыск преступника. Поиски затруднялись тем, что с чудотворной иконы было сделано несколько списков: первый был направлен Ивану Грозному, второй написан в Ярославле в Смутное время, третий появился во времена Петра I и находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. К тому же в России было много храмов, где также имелись иконы Казанской Божией Матери. Расследование началось сразу по горячим следам и велось на территории нескольких губерний. В результате долгих поисков похититель был схвачен. Им оказался некий мещанин Чайкин, ранее известный полиции своими воровскими делами, в том числе в храмах и монастырях. Однако при допросах он показал, что якобы сжег икону. В то же время следствие располагало некоторыми данными, что икона цела и, возможно, находится у старообрядцев. Однако найти икону так и не удалось вплоть до наших дней.
После кражи иконы в народе распространились слухи о том, что утрата национальной святыни приведет к многочисленным бедствиям в стране. И действительно грянул 1905 год, затем Октябрьская революция, Гражданская война…
В 1997 г. стало известно, что Казанская икона Божией Матери находится у Папы Римского. Об этом сообщили немецкие католики президенту Татарстана. Официально об этом Ватикан объявил в 2000 году перед католическим Рождеством. Возможно, этому способствовал визит делегации Казани во главе с мэром Камилем Исхаковым в Ватикан в октябре прошлого года.
— Я не думал, что удастся так легко попасть на прием к Папе Римскому, — рассказывает Камиль Исхаков. — Может быть, помогло вот что: Папа Римский при нашей встрече сказал, что сам дважды в день молится перед этой иконой, копия ее имеется в его машине для официальных поездок, то есть эта икона для него очень много значит. И, узнав, что приема у него просит мэр Казани, он дал согласие. Вместо выделенных десяти минут мы беседовали полчаса. Из разговора с ним я вынес убеждение, что, хотя эта реликвия очень дорога для него, он готов вернуть ее в Россию, понимая, что эта святыня должна принадлежать той земле, где она явилась людям. Иоанн Павел II сказал, что неоднократно предлагал Московской Патриархии вернуть эту икону, и сам хотел сделать это на встрече с Патриархом всея Руси, но встреча пока никак не может состояться. Папа Римский явно не ожидал предложения, которое мы ему сделали: вернуть икону не через Москву, не через Патриархию, а прямо в Казань. У нас есть куда икону возвращать. Правда, храм, в котором она долгое время находилась, не сохранился — его снесли в 1930 году. Сейчас на этом месте табачная фабрика. Но какое-то время икона хранилась и в соборе, расположенном в Казанском кремле. Сейчас этот собор реставрируется.
Вопрос о подлинности иконы, хранящейся в Ватикане, видимо, можно пока считать открытым. По мнению научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Натальи Чугреевой, это одна из копий. На IX Международных Рождественских чтениях в Москве искусствовед сообщила, что «материалы, любезно предоставленные Ватиканом, — высококачественное цветное фото, размеры, сведения о рентгеновском исследовании, дают основание сделать вывод, что икону, хранящуюся у Папы Римского, нельзя считать прославленной русской святыней, явленной в 1579 году в Казани». Наталья Чугреева считает, что эта икона скорее всего написана в первой половине или середине XVIII в. Мэр Казани также склонен считать, что речь идет об одном из списков:
— Мы знаем, что первые списки, как и подлинник, обладают чудотворными свойствами, как сказал Алексий II, они все намоленные. Патриарх считает, что у Папы Римского находится как раз один из этих намоленных списков. Мы проследили исторический путь той первозданной иконы и сняли об этом фильм. Но мы не смогли произвести съемки в опочивальне Папы Римского, не смог я и увидеть икону. Правда, когда я беседовал с Папой, спросил его о возможности съемки. Никакого отказа в принципе не было, он только сказал, что это нужно согласовать с его личным секретарем. Мы сделали официальное обращение, теперь, как я понимаю, согласование идет. Для нашей земли и возврат первозданной иконы, и возврат любого списка были бы огромным событием. А когда уж она прибудет в Казань, ученые, я думаю, сумеют установить истину.
Того же мнения придерживается и архиепископ Казанский Анастасий:
— Утверждать, что это подлинник, нельзя, даже со слов Папы. Мы ведь икону не видели. А фотография ничего не говорит. Да сейчас, видимо, уже и невозможно доказать подлинность, потому что с первой иконы сразу было написано много копий, которые разошлись по всему миру.
По мнению иерея московского Казанского собора отца Игоря явленная в ХVI в. икона и ее списки являются народными святынями и, безусловно, должны быть возвращены в Россию. Отец Игорь пояснил также, что чудотворный список Казанской иконы, находившейся в соборе до 1934 г., в настоящее время хранится в одной из частных коллекций в США. Поэтому возвращение его в страну под большим вопросом. Священник считает, что новое явление Казанской иконы Божией Матери и других утраченных духовных сокровищ совершится только по воле Господа, но время для такого события пока еще не наступило, потому что до полного духовного прозрения народа еще далеко.
Казань-Москва