День (Киев) | Клара Гудзик | 01.05.2002 |
Не стоит напоминать, как много сложных и важных проблем у нас сейчас. Проблем, которые немедленно надо решать — а то будет хуже. А в это же время находятся люди, которые с непреодолимой страстью создают — буквально из ничего — еще и псевдопроблемы, существующие только в воображении той или иной общественной группы. Носители этих проблем-фантомов составляют, как правило, ничтожное меньшинство, которое, однако, создает так много шума, что отвлекает внимание общества от проблем реальных. Приведу несколько примеров гипертрофированных, высосанных из пальца проблем, связанных с церковной жизнью. Конечно, упомянутый феномен проявляется не только там.
Известно, какое значение в жизни каждого общества и даже каждого человека имеет нормальная работа налоговой системы. Известно также, что наша налоговая система весьма далека от совершенства и что именно из-за это немалая часть людей живет в крайней бедности. И вот некоторые члены Украинской православной церкви, плотно закрыв глаза на бедность прихожан, начинают бурную кампанию против совершенствования налоговой системы, собственно, против ее компьютеризации. Вообще-то, всем нам абсолютно безразлично, какова технология работы налоговой службы — только бы правильно считала. Но псевдоправославные ортодоксы изобрели здесь фантастическую? проблему?, сделав пугало из так называемого идентификационного налогового кода. Чисто техническому параметру они сумели придать статус? числа зверя? (безусловно, из-за несовершенного знания Святого Письма и компьютерных систем). ?И пошла плясать губерния!?, — как говорил Николай Гоголь. Митинги, акции неповиновения, угрозы, миллионные публикации, обращения в высшие инстанции и море демагогии. Эту бы силу церковного протеста — да ради улучшения материального состояния своей обедневшей паствы!
Второй красноречивый пример — визит в Украину Римского папы Иоанна Павла II. Невероятно, сколько искаженной теологии, обвинений, параноидальных подозрений можно накрутить вокруг такого обычного среди нормальных людей обстоятельства, как приезд в Украину иностранного гостя. Гуманиста, философа, человека, которого уважают даже иноверцы, а к тому же — архипастыря 6 миллионов украинских граждан. Еще к тому же — довольно пожилого человека. Московская же патриархия убивается так, словно к нам едет опасный супертеррорист, который угрожает ей немедленным истреблением, — фраза? катастрофические последствия? уже стала классической. Если бы мы пригласили в Украину, скажем, Басаева или даже Гусинского, шума было бы значительно меньше. Кстати, напомню, что в связи с Чернобыльской аварией наши православные церкви, включительно с Московской, так и не заявили правительству официального протеста. Ни в 1986-м, ни позднее.
Римский понтифик не является, впрочем, исключением — псевдопроблемы бурлят и вокруг других лиц. Только что редакция? Дня? получила открытое письмо группы народных депутатов к Вселенскому православному патриарху Варфоломею I. Авторы письма обращаются к Патриарху с настойчиво-слезной и очень? любезной? просьбой — не приезжать в Украину (кстати, визит Вселенского патриарха находится еще на стадии обсуждения). По какой причине? Все по той же, уже нам знакомой — приезд Патриарха? будет иметь гибельные последствия и принесет раздор нашей земле и нашей вере?. Парадокс в том, что возможный визит Патриарха должен содействовать именно объединению украинского православия. В этом заинтересованы не все, ибо тогда не с чего будет лепить квазипроблемы. Народные депутаты составили это странное обращение именно тогда, когда в Верховной Раде разворачиваются события, которые должны бы поглотить все мысли депутатов. Некоторые люди, по-видимому, ощущают себя более способными решать воображаемые, а не действительные проблемы. Со стороны между тем все выглядит так, словно то ли в Украине разразился какой- то средневековый мор, то ли мы боимся, что этот мор нам завезут заморские гости. С? гибельными последствиями?.
Закончу оптимистическим упоминанием об одной? проблеме?, которая благополучно разрешилась — о восстановлении Свято-Успенського храма Киево-Печерской лавры. Много лет велась полемика вокруг руин собора, немало уютных фондов и фондиков было основано для изучения вопроса. А сколько иррациональных кроссвордов решали дилетанты — что будет со старыми фундаментами, со склоном, сточными водами, с колокольней? Одни ссылались на устарелые измерения, другие — на инженерную интуицию св. Феодосия Печерского (ХI в.); третьи ломали руки, оплакивая возможное разрушение скважинами погребений монахов. Проблема приобрела такoе фантастически-мистическoе измерениe, что уже и не верилось в возможность восстановления. Наконец, нашлись-таки люди, которые занимаются решением не мифических, а конкретных проблем, и начали работать. На последнее Рождество Собор был торжественно освящен. Не знаю, был ли он когда-нибудь раньше таким красивым?