День (Киев) | Клара Гудзик | 01.05.2002 |
24 февраля этого года исполнилось 100 лет с дня отлучения Льва Николаевича Толстого — всемирно известного и почитаемого писателя — от Российской православной церкви. Определение Синода РПЦ стало результатом богословских поисков последних лет жизни писателя, его несогласия с прочтением церковью Евангелия, а также его публичных протестов против морали и конформизма церковнослужителей. Особенно беспокоило церковь то обстоятельство, что вокруг Льва Толстого стали собираться его последователи и единомышленники — ?толстовцы?, ?секта толстовцев?. Что значит для традиционных церквей слово? секта?, — общеизвестно. Даже если речь идет о славе и гордости русского народа.
В день столетия печально известного отлучения, правнук Толстого — Владимир Толстой — направил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II письмо, в котором предлагает пересмотреть решение столетней давности. Владимир Ильич Толстой высказал мнение, что сегодня, ?человечество вышло на новый уровень толерантности, и потому он вправе надеяться на переосмысление роли его великого прадеда в истории?. Владимир Толстой уверен, что пришло время? заново оценить происшедшее и поискать примирение в своих душах… Православные не могут отрешиться от Бога, но они не могут отказаться и от национального гения и пророка?.
Правнук Толстого направил письмо также президенту Российской Федерации Владимиру Путину — с такой же просьбой. В письме он пишет о произведениях Льва Толстого, посвященных Кавказу, горцам и считает, что сегодня имя его великого прадеда могло бы стать символом для примирения и согласия в Чечне. (Напомним, что весь ХIХ век Российской империи прошел под знаком колониальных войн, а именно — в покорении Кавказа и Средней Азии.)
Обращение правнука Толстого к Московскому патриарху произошло накануне Прощенного воскресения — во время, когда церковь учит прощать не только заблудших, но даже врагов. Между тем, в московских церковных СМИ уже зазвучали громкие опасения, как бы? писатель-еретик? не был таки прощен. Так, ИТАР-ТАСС/Радонеж пишет, что? с делом об отлучении Толстой-младший, судя по всему, не очень разобрался: ведь никакого отлучения от Церкви, по сути, не было, так как Лев Николаевич сам заявил о том, что не считает себя связанным с Православной церковью, что и было подтверждено синодальным определением. Да и вообще непонятно, какой смысл может иметь снятие отлучения для человека, давно умершего и уже давшего свой ответ пред Богом. (?!)
Сколько железной правоты и неколебимости! И как все это отличается от современной практики некоторых других церквей, которые пересматривают свою историю и — не имея возможности исправить старые ошибки — по крайней мере просят за них прощения, очищая таким образом Душу Церкви. Русская православная церковь, однако (также, как все наши украинские церкви), считает себя ангельски незапятнанной и не может вспомнить ни одной исторической вины, в которой нужно было бы покаяться. Очевидно, даже тайное сотрудничество ее духовенства с КГБ не считается грехом, не говоря уже о многом другом. Например, о том, как в 1946 году церковь принимала прямо из? теплых? рук органов безопасности конфискованные у греко-католиков храмы.
Лев Толстой не нуждается ни в защите, ни в прощении даже церкви, что было очень хорошо понято российским обществом начала ХХ века. Отлучение от церкви не отразилось ни на популярности книг писателя, ни на количестве его изданных книг. Позволю себе высказать еще одну мысль. Культурный имидж России в сегодняшнем мире мог бы быть совсем другим, гораздо более тусклым и менее глубоким. Если бы не два имени — Федор Достоевский и Лев Толстой.