Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик01.05.2002 

Православные проблемы Болгари

В последнее время в Болгарии обострились отношения между канонической Православной церковью и государством. Это одно из проявлений раздела (скорее — раскола) церкви, которое произошло 8 лет назад, после распада СССР и Варшавского пакта. Тогда некоторая часть клира и мирян отказалась признавать главу церкви — патриарха Максима, избранного в старое время, в соответствии со старыми социалистическими? канонами? — по согласованию с Политбюро, с благословения Москвы. Отколовшиеся православные избрали себе другого предстоятеля — Пимена, за что были отторжены от церкви канонической. (Очень знакомая нам всем история.) После смерти митрополита Пимена епископы-?схизматики? (раскольники) избрали на его место Иннокентия, митрополита Софийского, которого также не признала другая часть церкви. Так же, как у нас в Украине, болгарские? раскольники? занимают патриотическую, проболгарскую позицию в обществе, в то время, как старая часть церкви все еще руководствуется политикой, задаваемой из резиденции Московского патриарха. По этой причине государство склонно оказывать поддержку именно? схизматикам?.
Наиболее жесткие межцерковные конфликты связаны с имущественными проблемами, с разделом монастырей, храмов, духовных учебных заведений. Каноническая церковь утверждает, что государственные органы открыто поддерживают? неканонических схизматиков?. Перед Рождеством по улицам Софии прошёл марш протеста во главе с иерархами Болгарской православной Церкви. Поводом проведения марша стал отказ муниципального совета Южной Болгарии разрешить одному из канонических митрополитов провести службу в местной церкви. Для приведения в силу решения совета была даже задействована полиция — канонических мирян и священников выводили с подворья силой.
Действительной и главной причиной беспорядков является безусловно решение Верховного административного муда Болгарии, согласно с которым в Болгарии могут существовать две и более Православных Церквей. Это решение безусловно послужит экономическим интересам неканонической церкви, так как с его помощью она сможет стабилизировать своё экономическое положение и расширить влияние в Болгарии. Решение означает также полное юридическое признание болгарскими властями митрополита Иннокентия и его церкви.
Как сообщает интернет-журнал ?Соборность?, сегодняшнее обострение государственно-церковного конфликта объясняется еще и тем, что патриарх Максим и Синод епископов канонической церкви категорически отказываются послать приглашение Римскому Папе Иоанну Павлу II, на чем настаивает правительство страны. Между тем, Папа Иоанн Павел II многократно давал понять, что он сможет посетить страну только в случае получения официального приглашения от канонического патриарха Максима. ?Пассивность? Патриарха широко интерпретируется вне церкви как акт обдуманного предательства (считается, что приезд Папы очень благоприятно скажется на международном имидже Болгарии).
На прошлой неделе, на одной из киевских конференций, я имела возможность побеседовать о делах Болгарской церкви с гостем из Софии — преподавателем колледжа Людмилом Поповым. Он рассказал, что церковные межусобицы довольно мало интересуют болгарское общество. Это считается внутренним делом церкви. Более того, разделенная Болгарская церковь не стала игрушкой в руках политиков. ?Может быть, потому, — сказал г-н Людмил Попов, — что в настоящее время болгары более интересуются церковными обрядами, чем существом веры?. (А еще потому, возможно, что Болгарская церковь никогда не была в юрисдикции Московского патриархата.) Интересно также то, что, по словам гостя с Болгарии, там даже не дебатируется возможность или необходимость включения предмета? Закон Божий? в школьные программы, имеющая место у нас. Людмил Попов считает, что если в классе есть хотя бы один неправославный ребенок (а так оно всегда и бывает; в Болгарии это дети-турки), то нельзя вводить в школу православный вероисповедный предмет. Для этого есть воскресные школы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru