Русская линия
Аргументы и факты01.05.2002 

К Богу за советом

В очереди желающих попасть под благословение настоятеля храма — типичная базарная склока: две немолодые тетки воинственно обмениваются репликами типа: «Я первая, а вас тут не стояло». Во взгляде священника на них — благодушное снисхождение, словно к неразумным детям. А из-под рясы отца-настоятеля выглядывают носки самых что ни есть супермодных туфель, как бы наглядно свидетельствуя, что и ему ничто человеческое не чуждо…
Такой я увидел сегодняшнюю церковь, зайдя воскресным днем в храм Всех Святых в селе Всехсвятском — один из самых старых, красивых и любимых москвичами храмов, ныне возвышающийся прямо над станцией метро «Сокол». Когда довелось здесь побывать в начале 70-х, церковь произвела гнетущее впечатление: кругом фанатично бьющие поклоны «темные» бабушки, неприветливо хмурящие брови святые отцы…
Сейчас многое изменилось. В первую очередь — атмосфера. Да простят меня верующие, церковь показалась чем-то вроде «клуба по интересам» в самом лучшем понимании. Конечно, «дремучих бабок» и сейчас хватает, но очень много совершенно цивильных с виду людей, образованной молодежи, детей.

У кого что болит

К батюшке подходят с самыми разными вопросами и проблемами. Совсем юная пара, испросив благословение, с радостными лицами упорхнула из храма навстречу мирским соблазнам. Женщина с измученным лицом сетует на то, что нет согласия между дочерью и зятем. «Венчаны? Нет? — спрашивает батюшка и твердо заключает: — В этом все дело. Венчаться надо. А так — грех вместе жить. Отсюда и нет согласия».
Ох, если бы все было так просто?
Другая женщина с еще большей, но, увы, совсем уже не редкой бедой: внук — наркоман. Батюшка озабоченно рекомендует немедля обратиться в Крутицкое подворье к отцу Анатолию Берестову — он к тому же еще и врач-психиатр, лечит наркоманию, врачует и душу и тело.
А у согбенной бабули своя проблема — она до глубокой старости дожила, но не знает, можно ли в воскресенье на колени становиться. Батюшка раз десять объясняет, что до шести вечера — нельзя. Другая бабуля тем временем ворчит, что все равно здесь все не так: «Вот раньше был порядок: мужчины — по одну сторону, женщины — по другую. А таперича все скопом, как в борделе…»
«Окститесь, бабушка, вы же в церкви!» — думаю я и вижу коротко остриженного крепкого мужчину, по виду типичного «братка», о чем-то многозначительно говорящего по «мобильнику». Неужто с самим Господом? Грехи, что ли, по прямой линии замаливает? Да нет, это он о чем-то своем, о суетном. И невдомек ему, что в храме с Богом или с собственной душой общаться надо, а не с партнерами по далеко не богоугодным деяниям.
Но… нет, не все так строго сегодня в церкви. Служители, отдавая дань реалиям времени, закрывают глаза и на брюки на прихожанках, и на многое другое, за что в прежние времена в лучшем случае заставили бы раз 10 прочитать «Отче наш». Церковь, как и общество в целом, демократизуется, становится все более терпимой.
Отец Иоанн Чиженок, клирик этого храма и «по совместительству» настоятель другой церкви — храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино, — приятнейший и здравомыслящий, да еще с ученой степенью собеседник (любящий, кстати, «АиФ»), которого при всем желании не назовешь «попом-мракобесом». Религию он проповедует с тончайшим умением, которому бы позавидовали работники рекламной индустрии. Храм, настоятелем которого он является, еще только предстоит построить, и отец Иоанн более всего сейчас озабочен сбором пожертвований. Да так ли уж нужен еще один храм в наше время? «Очень нужен! — убежден отец Иоанн. — Да самому мне это важно. Ведь кто свой храм построит, у того семи поколениям в прошлом и семи в будущем все грехи будут отпущены».

Опиум или бальзам?

Отец Иоанн считает, что популярность церкви растет и будет расти, и объяснение тому приводит понятное и простое: «Наш народ привык к общинности и вере, надежде, любви, а при нынешней все усиливающейся разобщенности и ужесточении нравов многие находят это лишь в храме, в общении с Богом. При этом каждый его по-своему принимает».
Для 15-летней Марины, типичной девчонки с дискотеки, Бог — это «друг, с которым можно поговорить по душам», потому что в ее жизни «настоящих друзей нет, со всеми можно лишь о всякой ерунде болтать, курить и танцевать».
Лене, которая пришла принять благословение отца Иоанна, 34 года, она на восьмом месяце беременности, ждет третьего ребенка. Говорит, что в церковь стала ходить недавно и что к этому подтолкнуло рождение детей и тревожное недопонимание в отношениях с мужем. Теперь, по ее словам, у нее все наладилось.
Да, с одной стороны, церковь учит людей любить и прощать друг друга, духовно поддерживает. Но с другой-то — это ведь часто не решение реальных проблем. «А Бог и не должен решать людские проблемы, — поясняет отец Иоанн. — Он лишь придает силу духа тем, кто в него верует».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru