Русская линия
Смена В. Морозова01.05.2002 

«Даром приняли, даром и давайте»
На вопросы читателей «Смены» отвечает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

«Во многих храмах совершение таинств и треб стоит довольно дорого, — жалуется пенсионерка Ирина Николаевна. — Что делать людям, которые и так еле-еле сводят концы с концами?» И еще одна наша читательница, Анна, интересуется: «Кто устанавливает в храме цены и куда идут эти деньги?»
— Отвечу сначала на вторую часть вопроса. Цены на требы, свечи, книги и другую церковную продукцию устанавливают приходской совет и настоятель храма. Надо понимать, что не только ремонт или реставрация, а именно в этом состоянии находится сейчас большинство наших церквей, но и просто поддержание церковного здания в нормальном состоянии, обеспечение всем необходимым для проведения богослужений требуют немалых средств. Необходимо оплачивать отопление, освещение, содержать хор и технический персонал, шить облачения священникам, покупать муку для просфор или сами просфоры, писать иконы… Так что затраты прихода на содержание храма весьма значительны. Кроме того, часть средств идет на общецерковные нужды — на строительство и восстановление храмов, содержание духовных академий и семинарий, возрождаются монастыри, которым надо помогать. Не стоит забывать и об огромной благотворительной деятельности церкви. Все это осуществляется на средства верующих и добровольных жертвователей, которых, слава Богу, немало…
Но бедных людей у нас тоже много, и церковь с пониманием относится к этой проблеме. Мы все должны помнить, что благодать от Бога получена нами даром. В Священном Писании Господь говорит: «Даром приняли, даром и давайте». Поэтому, если у человека нет средств, священник должен окрестить, повенчать, отпеть бесплатно, ничего за это не требуя. Не надо стесняться бедности — надо подойти к батюшке и объяснить ему свою ситуацию. Если просьбу не исполнят, пусть эта женщина приходит ко мне — я поговорю со священником… Но проблем в этом вопросе, как правило, не возникает. Очень много случаев, когда батюшки ходят и больных причащать, и квартиры освящать совершенно бесплатно. Они иной раз даже сами оставляют бедной семье или какой-нибудь старушке деньги, потому что этим людям, может, и хлеба-то не на что купить…
«На последнем Архиерейском соборе было принято решение о создании церковного суда. Каковы его функции?» — спрашивает наш читатель Николай Александрович Выпехонцев.
— В церковной жизни возникают иногда спорные вопросы, недопонимание между людьми, недоразумения и даже конфликты. И бывает, стороны не могут самостоятельно прийти к единому мнению — одни его принимают, другие отвергают, одни считают авторитетным, другие — нет. Поэтому необходим церковный суд — коллегиальный орган, который будет решать подобные проблемы, руководствуясь исключительно каноническими правилами церкви.
Первой судебной инстанцией в решении спорных вопросов является епархиальный совет. В нашей епархии, а также в некоторых других совет и прежде выполнял эту функцию. Учитывая положительные результаты такого опыта, Архиерейский собор постановил ввести подобную практику повсеместно. Если разбирается очень сложный вопрос или решение епархиального совета все-таки не удовлетворяет одну из сторон, то дело передается в Патриархию. Святейший Патриарх назначает несколько епископов, которые разбирают ситуацию и выносят свое заключение. Если и с этим решением стороны не соглашаются, то проблема выносится на заседание Священного Синода. Патриарх, как председатель Священного Синода, помогает разобраться и принять окончательное решение.
Вопросы, с которыми люди вынуждены обращаться в Церковный суд, самые разные. Верующие просят помочь в разрешении каких-то личных, семейных конфликтов, иногда возникают проблемы во взаимопонимании между духовенством и мирянами, бывают случаи, когда люди жалуются на строгость духовника или не согласны с назначенной им епитимьей… К слову сказать, практика церковных судов существует во всех православных церквах.
— Сергей был крещен на Украине, в православной церкви, которая находится не в юрисдикции Московского патриархата. Он спрашивает, является ли его крещение действительным и может ли он теперь исповедоваться и причащаться в храмах Русской православной церкви.
— Так просто на этот вопрос ответить нельзя. Вам, Сергей, необходимо подойти к священнику в любом храме и объяснить, где и как вы были крещены. Если вы принимали крещение в апостольской, канонической церкви, у канонического священника, то вы можете причащаться. Если вы крестились у каких-то раскольников или самозванцев или таинство совершал священник, запрещенный в служении, то батюшка, к которому вы обратитесь в храме, подскажет, что делать в этой ситуации. Может, само крещение, если вы были крещены через погружение, повторять и не надо, но священник должен обязательно совершить миропомазание и прочитать над вами специальные молитвы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru