Сегодня | О. Пашкова | 30.04.2002 |
Ушедший в историю ХХ век стал временем расколов в русском православии, вызванных в том числе и тем, что многие православные христиане — поданные Российской империи — после гражданской войны оказались в эмиграции. Русское православное зарубежье столь разнообразно, что если где-нибудь в США или Австралии встретить русского священника, то не сразу становится ясно, к какой же юрисдикции он принадлежит или, проще говоря, кто его вышестоящий начальник. А ошибка может привести к недоразумениям — если в беседе со священником РПЦЗ сказать добрые слова о Патриархе Алексии II, то можно встретить весьма прохладную реакцию. В то же время восторженная оценка деятельности зарубежного митрополита Виталия может поставить в неловкое положение священнослужителя, находящегося в юрисдикции Московского патриарха.
Патриаршие служители
Клириков Московской патриархии, служащих в «дальнем зарубежье», можно разделить на две группы. Первые имеют российское гражданство и находятся за границей в длительных командировках. Старые эмигранты часто относились к таким священникам с подозрением, считая их «большевистскими агентами», однако со временем доверия между пастырями и прихожанами стало больше. Другие священнослужители Патриаршей церкви родились за границей и никогда не имели ни советского, ни российского гражданства. Старейшим русским патриархийным священнослужителем за границей сейчас является 88-летний митрополит Сурожский Антоний (Блум), участник французского Сопротивления, знаменитый богослов и почетный доктор Кембриджского университета.
Русские парижане
Около 100 тысяч православных, проживающих в Западной Европе, находятся в настоящее время в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В 1930 году митрополит Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими православными приходами в Европе, объявил об отказе подчиняться московскому Священному Синоду, который потребовал от него полной лояльности по отношению к большевикам. Вместе с Евлогием остались не только священники и прихожане, но и прославленный Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, где преподавали отец Сергий Булгаков, отец Василий Зеньковский, Антон Карташев и другие известные ученые. В 1931 году их всех с удовольствием принял под свою опеку Константинопольский Патриарх. Теперь западноевропейской епархией управляет архиепископ Сергий (Коновалов). Впрочем, русских среди его прихожан теперь явное меньшинство. Долгие годы отношения между «евлогианцами» и Московской патриархией были сложными, но в 90-е годы серьезно улучшились.
Русские американцы
Православная церковь в Америке (ПЦА) «выросла» из Алеутской епархии Русской православной церкви. Как и владыка Евлогий, американский митрополит Платон (Рождественский) отказался подчиняться церковным властям, оставшимся в СССР. После смерти владыки Платона американские епархии (а к нынешнему времени их 12) перешли в подчинение Русской православной церкви заграницей, а в 1946 году вернулись в Московскую патриархию. В 1970 году РПЦ предоставила американцам автокефалию (самостоятельность) — американские власти подозрительно относились к Церкви, управляемой из Москвы. В настоящее время ПЦА является достаточно многочисленной (около миллиона прихожан) англоязычной Церковью, поддерживающей тесные связи с Московским патриархатом.
«Зарубежники»
Из всех представителей Русского православного зарубежья только клириков и прихожан Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) называют «зарубежниками». Еще в 1921 году русские архиереи-эмигранты создали Синод епископов во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Непримиримость «карловатов» (так их называли, потому что до 1944 года Синод располагался в сербском городке Сремские Карловцы) по отношению к большевикам привел к тому, что под давлением советской власти сначала Патриарх Тихон, а затем митрополит Сергий (Страгородский) принимали различные санкции по отношению к «зарубежникам»: от роспуска Синода до угрозы предать ослушников церковному суду. Однако «зарубежники» не пошли ни на какие компромиссы. Более того, они считают себя хранителями подлинного православия, от которого отступили не только Московская патриархия (которую они называют «красной»), но и большинство других православных церквей. Негативно «зарубежники» относятся и к своим коллегам по эмиграции — к «евлогианцам» (обвиняя их в либерализме) и к ПЦА, не простив ей принятия автокефалии из рук «большевиков». В настоящее время Русская православная церковь заграницей имеет духовный центр в Джорданвилле (США) и 12 епархий: 4 — в США, 2 — в Западной Европе, 1 — в Южной Америке, 1 — в Австралии, 4 — на территории СНГ. По разным оценкам, к числу «зарубежников» принадлежит от 150 до 200 тыс. человек. В начале 90-х годов к «зарубежникам» перешло около сотни православных общин, расположенных на территории бывшего СССР, однако новые расколы и конфликты значительно убавили их численность.