Русская линия
Сегодня А. Макаркин30.04.2002 

От Китая до Вены
Судьба архиепископа Нафанаила

Среди иерархов Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) были люди разных судеб. Бывший генерал, а затем Ричмондский архиепископ Никодим. Владыка Леонтий — бывший священник катакомбной церкви, ставший в эмиграции Чилийским архиепископом. Епископ Эдмонтонский Савва — в миру сербский адвокат и судья. Своеобразен и жизненный путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова), объездившего полмира за годы своего служения — от Китая и Индии до Северной Африки, Германии и Австрии.
Фамилия Львов в истории Русской церкви в первую очередь связана с обер-прокурором Святейшего Синода при Временном правительстве Владимиром Львовым. Человек не вполне уравновешенный, он за несколько месяцев своего руководства православным ведомством переругался практически со всеми архиереями. После недолгой эмиграции Львов вернулся в СССР, где присоединился к пробольшевистскому церковному движению — обновленчеству.
Владыка Нафанаил был сыном Владимира Львова. Об отце он в своих воспоминаниях писал весьма сдержанно, но не осуждал этого увлекавшегося человека, который бросил свою семью за границей. Уже в детстве будущему архиерею пришлось пережить немало приключений. 13-летним мальчиком он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавших красных войск из Томска в Маньчжурию. Там он окончил школу, изучал богословие в Свято-Владимирском институте и из мирянина Василия стал монахом Нафанаилом. Но его не удовлетворяла тихая монастырская жизнь — еще в Маньчжурии он участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым (и, между прочим, католическим монахом) Тейяром де Шарденом. Около года иеромонах Нафанаил проповедовал среди христиан Южной Индии. Страсть к миссионерству ему передал учитель, епископ Нестор (Анисимов), которого называли апостолом Камчатки. Впоследствии дороги учителя и ученика разошлись. Владыка Нестор в 1948 году был арестован в Китае советскими спецслужбами, 8 лет провел в сибирских лагерях и вскоре после освобождения умер в сане митрополита РПЦ. Нафанаил (Львов) перед началом второй мировой войны уехал в Европу, где в 1946 году стал епископом РПЦЗ.
Но еще до этого будущий владыка Нафанаил принял участие в спасении так называемых перемещенных лиц — советских граждан, оказавшихся в конце войны в Германии. Среди них были и власовцы, и люди, добровольно ушедшие с немцами (в том числе священники и бывшие раскулаченные), и угнанные силой в неволю. Все они должны были вернуться на Родину, где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем — каторга или смерть. Для Сталина они, как и военнопленные, были изменниками. Многие из этих людей догадывались о том, что им грозит, и не хотели ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала — ведь он никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей, и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил (или очень захотел поверить) и отказался выдавать этих людей, которые затем влились в общий поток «второй эмиграции».
После посвящения в епископский сан владыка Нафанаил управлял Брюссельской и Венской епархиями и приходами в Северной Африке. В его жизни иерарха, проповедника и церковного писателя было немало проблем и горестей, но не будем вспоминать о них в канун светлого праздника Рождества. Вспомним о другом — об отношении владыки к западной культуре. Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Он вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) был одним из инициаторов включения в святцы Русской церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года — даты разделения Восточной и Западной церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Казалось бы, это очевидно, но далеко не все «зарубежники» это понимали и принимали.
Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины) владыка Нафанаил получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм святой Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой же святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Пока в Синоде думали, как поступить, австрийские власти заволновались — этим странным русским, может быть, вообще храм не нужен — и архиепископ Нафанаил принял решение освятить храм. Разумеется, в честь почитаемой им ирландской святой.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru