Русская линия
Сегодня30.04.2002 

«Белое» духовенство — первый шаг к примирению
Резолюция Архиерейского собора РПЦЗ может стать началом диалога двух русских Церквей

Этот документ, принятый менее двух месяцев назад, вызвал ожесточенные споры в Зарубежной церкви. И немудрено: это фактически приглашение к диалогу с Московским патриархатом — извечным противником РПЦЗ. Впервые говорится о том, что «какая-то часть официальной Церкви» отрекалась от мучеников (а не весь Патриархат). Нет требований к Патриарху и епископам РПЦ подать в отставку. Внимание сосредоточено в большей степени на том, что объединяет, а не разделяет две русские Церкви. Противники резолюции уже объявляют о том, что не будут поминать за богослужением епископов, подписавших резолюцию (а это весь епископат РПЦЗ). Однако их явное меньшинство — большая часть «зарубежников» выступает за прекращение (или, как говорят православные, «уврачевание») давнего церковного раскола.
Архиерейский собор, выслушав 4/17 октября 2000 года доклад Преосвященного епископа Евтихия о состоявшемся в августе 2000 года Архиерейском соборе Московской патриархии, вынес следующую резолюцию:
Архипастыри Русской православной церкви заграницей всегда старались внимательно и объективно следить за церковной жизнью в России как в советские времена, так и в последнее десятилетие. Когда какая-то часть официальной Церкви в России шла на компромиссы в вопросах веры и благочестия, а также отреклась от мучеников за веру нашего века, архипастыри Русской зарубежной церкви вставали на защиту чистоты православия и защиту славы Русской церкви ХХ века — святых Новомучеников Российских. Любое отступление воспринималось со скорбью и молитвой о том, чтобы рано или поздно восторжествовала Правда на Руси. А когда духовенство и верующие в России подвергались гонениям, тогда иерархи свободной части Русской церкви, сострадая им, поднимали свой голос в их защиту.
За каждой литургией в течение более 80 лет в наших храмах не прекращалась молитва о том, чтобы в страждущей стране Российской никто из людей, искупленных честной Кровью Господа нашего Иисуса Христа, не погиб, но «всем им спастись и в разум истины приити». Поэтому собравшийся Архиерейский собор иерархии Русской зарубежной церкви с особой надеждой и благодарностью Господу Богу воспринял решение Архиерейского собора Московской патриархии о причислении к лику святых всего сонма Новомучеников Российских, в том числе и царя-мученика Николая со своим святым царским семейством. Мы уповаем, что это прославление является начальным актом покаяния и что оно благотворно скажется не только на церковной жизни в России, но и на общероссийской (так в тексте. — Прим. ред.). Мы уповаем, что ставшая теперь действительно всероссийской молитва царю-мученику принесет многострадальному русскому народу возрождение истинной веры, мира и благоденствия. Мы также считаем, что одна из причин разделения нашей Церкви и Московской патриархии, изложенной в послании Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей 1987 года, по милости Божией, большей частью устранена.
На Архиерейском соборе Московской патриархии был частично преодолен и другой вопрос нас разделяющий, т.н. «сергианство»: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении…» (Из основ социальной концепции РПЦ-МП). Впервые на соборном уровне Московская патриархия пытается отстаивать независимость Церкви и отмежеваться от власти, таким образом отступая от принципов, изложенных в печальной Декларации Митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и косвенно признавая достойным похвалы путь исповедников, не принявших курс Митрополита Сергия.
Определение Архиерейского собора Московской патриархии об отношениях к инославию и, следовательно, экуменизму не достаточно четки и часто двусмысленны. По своей широте некоторые положения приемлемы ревнителям православия, а другие положения — на радость экуменистам. Особенно вызывает тревогу то, что в Определениях нет ни слова о недопустимости совместных молений с инославными, а также полное оправдание всей прошлой и нынешней экуменической деятельности. Таким образом, вопрос об участии МП в экуменизме обретает первостепенную важность в вопросе разделения Русской православной церкви заграницей и Московской патриархии.
Принимая во внимание все вышеизложенное, Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей считает, что на последнем Соборе Московской патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни в России. Этот первый положительный шаг Московской патриархии на соборном уровне не может не вселять в нас надежду. Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей считает целесообразным в настоящее время создать при Архиерейском Синоде постоянную действующую комиссию по вопросам единства Русской Церкви.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика