НГ-Религии | Н. Константинов | 30.04.2002 |
Нынешние Рождественские чтения стали рекордными по количеству присутствовавших на пленарном заседании государственных лиц. Еще ни на одном мероприятии, организуемом Русской Православной Церковью, не собиралось сразу несколько министров.
Свои приветствия участникам Чтений направили председатель Госдумы Геннадий Селезнев и глава администрации президента РФ Александр Волошин. Приветствие от имени последнего зачитал заместитель начальника управления общественных связей администрации президента Андрей Протопопов. «Тот труд, который взяла на себя Русская Православная Церковь по организации Чтений заслуживает уважения и поддержки», — говорится в нем.
Министры о Церкви и образовании
Министр образования РФ Владимир Филиппов в своем докладе подчеркнул, что православные традиции должны питать историческое сознание народа и направлять духовную жизнь общества. По его мнению, Церковь и школа должны прилагать все усилия для укрепления семьи, поскольку масштабы демографического кризиса в стране огромны. Другой национальной бедой Филиппов считает распространение среди детей и молодежи пороков и вредных привычек, главные из которых — наркомания и половая распущенность, в результате чего быстрыми темпами растет заболеваемость СПИДом и неизлечимыми формами наркотической зависимости. «Школа и Церковь просто обязаны координировать работу среди детей», — подчеркнул министр образования. Третьим направлением работы Церкви и школы Филиппов назвал благотворительную деятельность.
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой в своем выступлении сказал о том, что культура и религия развиваются вместе и что в истории России они всегда были неразрывно связаны друг с другом. «Я знаю, что деятели российской культуры сегодня как никогда с особой обостренностью всматриваются в духовное будущее России, и мы постараемся сделать все, чтобы это будущее было построено на высоких моральных ценностях», — сказал он.
С приветственным словом выступил министр юстиции РФ Юрий Чайка, который говорил о том, что государственное благополучие во многом зависит от духовного и нравственного просвещения граждан. Эта сфера, по его словам, имеет для деятельности государства первостепенную важность. Как подчеркнул министр юстиции, нравственное и культурное наследие наших предков является великой силой, объединяющей общество. Чайка пожелал, чтобы Рождественские чтения способствовали осмыслению явлений современной жизни с православной точки зрения.
На заседании также выступил министр труда и социального развития РФ Александр Починок, отметив, что на протяжении тысячи лет Церковь была основой России. При этом он особо подчеркнул значимость ее социального служения.
Первый заместитель министра внутренних дел Валерий Федоров в своем выступлении остановился на вопросах взаимодействия Церкви и органов внутренних дел.
C большим докладом «Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее» выступил президент Российской академии образования Николай Никандров.
Как спасти русскую культуру?
Председатель Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОК) Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) посвятил свое выступлении «вечной» проблеме соотношения церковной традиции и светской культуры. Он отметил, что для русской культуры всегда была характерна глубокая укорененность в православии.
«Мы переживаем сегодня непростое время, — сказал отец Иоанн. — Мы видим, что культура утрачивает в значительной степени свой авторитет и ведущую роль в обществе, традиционно очень высокие в России». Он с горечью отметил тот факт, что «укрепление и возрождение Русской Православной Церкви привело к тому, что ее ряды пополнило множество неофитов, далеких от глубины церковной культуры и традиции, нередко несущих в себе разрушительный заряд идеологизированности, политической ангажированности и непримиримости, чуждых духу мира и любви Христовой».
Отец Иоанн подчеркнул, что для православия всегда было глубоко чуждо противопоставление веры и культуры. «Сама культура для того, чтобы выжить и сохранить высокий лад и строй, продолжать быть неотъемлемой частью общечеловеческого достояния, — считает он, — нуждается в возвращении к своим духовным корням и в оцерковлении. А Церковь призвана творчески воспринять великое наследие предков, не утратить своего культурного приоритета, не дать захлестнуть себя стихиями мира сего. В антикультурном пространстве мы не сможем совладать с засильем сект, с их пропагандистским натиском и духовной экспансией. А на родном поприще отечественной традиции равных нам нет».
Председатель ОРОК также негативно высказался о все более ускоряющихся процессах культурной и духовной глобализации и унификации: «Одно дело — всеобщее усвоение достижений технической мысли и результатов научного прогресса. Другое — размывание национальных культур и их духовных оснований. Сегодня мы наблюдаем бурное религиозное и культурное возрождение, охватившее страны Востока. Они пытаются отстоять свои исторические ценности и найти способ противостояния наплыву агрессивного и обезличивающего западного влияния».
Митрополит Кирилл об ИНН и социальной доктрине
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посвятил свой доклад краткому изложению наиболее важных пунктов Основ социальной концепции РПЦ.
Касаясь «больного» для многих православных верующих вопроса о присвоении индивидуального налогового номера (ИНН), владыка Кирилл сообщил, что эта проблема будет обсуждаться на специальном заседании Богословской комиссии Русской Православной Церкви, которое пройдет в феврале. В совещании, как особо отметил председатель ОВЦС, примут участие старцы российских монастырей.
По словам митрополита Кирилла, необходимость во всесторонней оценке Церковью данной проблемы вызвана тем, что часть верующих не приемлет самого факта присвоения ИНН. При этом он призвал спокойно и рассудительно отнестись к ситуации.
Председатель ОВЦС также высказался за введение религиозных предметов в учебных заведениях России.
Он выразил решительный протест против «попытки ввести некую монополию атеистических взглядов в системе образования».
По мнению митрополита Кирилла, «в свободном обществе человек должен иметь свободу выбора, которой нет сегодня в нашей школе, где действует монополия на так называемую научную, материалистическую картину мира, навязываются антихристианские взгляды и куда проникают оккультные и неоязыческие влияния».
Разделяя мнение о том, что Церковь «не может вмешиваться в систему светского образования», митрополит Кирилл убежден, что она «должна сотрудничать со светскими учебными заведениями во имя нравственного воспитания народа», а школа, в свою очередь, должна стать «убежищем от натиска псевдокультуры».
В этой связи владыка Кирилл напомнил, что «в советское время худо-бедно, но у школы было много союзников. В ней была система ценностей, и когда дети, приходя домой, включали телевизор или открывали книгу, они встречали ту же самую систему ценностей и тех же положительных героев».
Говоря о вузах, митрополит Кирилл выразил недоумение в связи с тем, что теология в России (преподаваемая с церковных позиций) до сих пор не попала в список специальностей, которые государство признавало бы наравне с остальными, как это давно уже сделано в странах Европы. Как сказал председатель ОВЦС, «выходит, что мы так хотели быть похожими на Запад, а здесь опять идем по собственному, атеистическому, пути».
Экономика и аборты
Протоиерей Димитрий Смирнов в своем докладе затронул вопрос о причинах большого числа совершаемых в России абортов. По его мнению, они не могут сводиться к экономическим трудностям. «Если бы у нас было тяжелое экономическое положение, — отметил отец Димитрий, — к нам бы не стремились из всех окружающих стран люди приехать на работу. Они бы отсюда бежали, а они сюда едут миллионами».
В этой связи отец Димитрий рассказал об эксперименте, проведенном силами его прихода: «Договорились с одним родильным домом и открыли там пункт, и нам главный врач разрешил беседовать с женщинами, которые пришли убивать своих детей. И нам удалось отговорить от убийства каждую десятую. Мы этим женщинам предлагали все: если у тебя нет квартиры, мы тебе дадим жилье; если у тебя нет приданого для ребеночка, мы тебе все купим; если тебе не на что жить, мы тебя будем кормить; если ты хочешь, чтобы ребеночек твой поступил в хорошую школу, мы его устроим и т. д. И что же? Ни одна не приняла экономической помощи. Ни одна. Просто есть некий демографический прием, на который можно свалить нежелание человека жить по-человечески; у него возникла уже привычка давать себе вольготное существование за счет убийства своих детей».
«Православный профессор» против «иностранных» чиновников и бизнесменов
Не обошлось и без курьезов. Декан экологического факультета Российского православного университета (РПУ) Анатолий Курносов продемонстрировал в своем докладе радикальный подход к «национальному вопросу».
«Простой православный профессор», как назвал себя Курносов, считает нетерпимым, когда «дело доходит до того, что министром экономики назначается нерусский человек, а экономика уже десять лет лежит на боку и ждет своего русского Косыгина».
По словам докладчика, перечень лиц «нерусской национальности», занимающих руководящие посты, можно множить до бесконечности. Такое положение Курносов предложил сравнить с ситуацией, когда руководство в органах власти и культуры, например в Германии, принадлежало бы «выходцам из турецкой общины».
Развал энергетической системы страны, по мнению докладчика, является следствием руководства энергетикой «кем угодно, только не русскими».
Министерством культуры руководит Михаил Швыдкой, который, по мнению декана РПУ, «ратует за возвращение культурных ценностей Германии» именно вследствие своей национальной принадлежности, по причине которой ему не может быть понятна «боль от потерь в Великой Отечественной войне».
Крупнейшими телевизионными каналами руководят евреи — Гусинский, Березовский, Сванидзе, в то время как русского человека Крутова отстраняют от руководства телеканалом «Московия».
"Русские люди, проснитесь!" - таким призывом завершил свое выступление профессор Курносов под аплодисменты значительной части присутствующих в зале.