Независимая газета | Михаил Тульский | 30.04.2002 |
Двадцатый век стал веком не взлета какой-либо религии или атеизма (в XIX веке даже такой термин, как «атеизм», не употреблялся в отношении к социальной реальности, а применялся только как философский термин для описания далекого будущего), а, скорее, веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия.
Век неверия
По расчетам американский демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1%. США в этом смысле — одна из наиболее религиозных развитых стран. Даже в соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одной религии, выросла в 1931—1991 гг. с 0,2 до 12,55%. Особенно молниеносным стал процесс отхода от религии в 1980—1990-х гг.: в Новой Зеландии в 1986—1996 гг. доля тех, кто не определил своего отношения к религии и заявил о непринадлежности ни к одной религии, выросла с 18,29 до 29,9%, в Финляндии доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла в 1975−95 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971−91 гг. — с 4,3 до 12%, в Германии в 1970−98 гг. — с 2 до 25%, в Великобритании в 1983—2000 гг. — с 31 до 44% (при этом число приверженцев Церкви Англии упало за 17 лет на 40%).
Упадок религии имел место и Восточной Европе, но некоторые исследователи отход от религии в этих странах в XX веке могут объяснить долгое время господствовавшим в этих странах государственным атеизмом. Такое мнение не совсем соответствует действительности: конечно, государственный атеизм искусственно преуменьшал долю верующих, но и после его краха не произошло никакого взлета религиозности в этих странах. Произошло только единовременное увеличение числа верующих из-за того, что им «разрешили» быть верующими и посещать церкви, причем дальнейший рост верующих не наблюдается. Опрос в Чехии и Моравии в 1991 г. показал, что 37% считают себя не принадлежащими ни к одной Церкви и 11−12% затруднились определить свою религиозную принадлежность, в 1999 г. там же 55% заявили о непринадлежности ни к какой религии и 45% отнесли себя к той или иной Церкви. В РФ в 1991−99 гг. доля россиян, посещавших церкви хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6−7% (по данным Института социологии РАН).
А доля тех россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 73% в 1996 г., но в 1999 г. составила 74%. То есть процесс воцерковления россиян прекратился в середине 1990-х гг. Далее следует скорее новое падение доли православных, так как 20−30% россиян называют себя православными (половина тех, кто считает себя православными), но при этом не бывает в церкви даже один раз в год (по данным ФОМ, на главный православный праздник Пасху приходят в церковь 14% россиян, а называют себя православными 54% россиян), не говоря уже о соблюдении постов, причастии и исповеди. Очевидно, что чем дальше будет исчезать в обществе мода на религию, тем больше таких «православных» будут снова называть себя «неверующими».
Самым сенсационным итогом XX века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии. Эти страны затронула волна воинствующего атеизма, скажут некоторые. Однако такая же тенденция имеет место и в странах, в которых не было воинствующего атеизма: в Японии, по данным опроса 1996 г., 46,6% не относят себя ни к одной религии, в Гонконге, по данным опроса 1999 г., — 64%(!), в Южной Корее в 1999 г. — 46% (в 1991 г. также 46%). В Сингапуре, по данным переписи 2000 г., 14,8% не относят себя ни к одной религии, примерно такой же процент неверующих на Тайване.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что воинствующий атеизм поражает именно те страны, которые готовы к его пришествию и где созрела некая общественная потребность в вытеснении религии на обочину общественной жизни. 45 лет государственного атеизма в Польше не помешали большинству поляков оставаться католиками и не мешают сейчас 95,4% населения Польши принадлежать к Римско-Католической Церкви (причем эта цифра остается неизменной по крайней мере с 1992 г., а возможно, и с 1989 г., когда около 90% поляков заявляли о доверии Католической Церкви).
Проблемы традиционного протестантизма
Многие исследователи заявляют, что XX век — век заката христианства. Но такие заявления не вполне подтверждаются статистическими данными: доля католиков, например, выросла с 16,6% в 1900 г. до 17,3% в 2000 г., а абсолютная численность католиков выросла в мире за столетие почти в 4 раза. Волна равнодушия к религии, захлестнувшая в последние десятилетия многие развитые страны, в наименьшей степени затронула католиков: например, в Канаде в 1890—1991 гг. доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла с 0 до 12,55%, в то же время доля римо-католиков выросла с 42 до 45,2%, в Великобритании (без Северной Ирландии) в 1890—2000 гг. доля католиков в населении выросла с 5,2 до 8,5% в то время как 44% населения, по данным опроса 2000 г., уже не относят себя ни к одной Церкви (и только 48% считают себя последователями той или иной религии). За последние 100 лет в Азии католиков стало в 18 раз больше, а в Африке — в 80 раз.
В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул не все христианство, а в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство (последнее некоторые исследователи считают самостоятельной непротестантской конфессией, а время и история его появления сближают англиканство с традиционным протестантизмом). Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. В значительной степени такое падение лютеранства, кальвинизма и англиканства связано с государственным положением этих религий в некоторых странах Европы, например, в Швеции до 1951 г. все родившиеся на территории этой страны автоматически приписывались к лютеранской Шведской Церкви и должны были платить налог в ее пользу, а с 1951 г. только после написания специального заявления гражданин мог выйти из этой Церкви, но при этом все равно обязан был платить налог в ее пользу (правда, несколько уменьшенный).
Подобная же практика имела место и в других европейских странах. В результате к середине 90-х гг. 500 тыс. человек, формально числящихся членами Шведской Церкви, даже не были крещены в ней, а не конфирмованных ее «членов» теперь еще больше…
Напротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников) резко выросла за последние 100 лет, так же как доля нехристианских сектантов: бахаистов, спиритистов и др.
Рост ислама обусловлен высокой рождаемостью
Если бы не было такого огромного роста доли неверующих, то XX век можно было бы назвать веком ислама. Ислам единственная религия, доля приверженцев которой значительно выросла за 100 лет с 13 до 19,5%. Этот рост менее чем на 1% обусловлен обращением в ислам немусульман, в основном кочевых племен Африки, а также влияния феномена «черного ислама» в США (хотя последний больше похож на националистическую религию негров, чем на традиционный ислам). В ислам обращены в последние десятилетия до 1 млн европейцев: в Германии из 2 млн. мусульман — 170 тыс. немцы. Остальные почти 6% роста ислама — результат высокой рождаемости у мусульманских народов, которая при современном уровне медицины (а значит, резкого снижения смертности) привела к демографическому взрыву.
Индуизм усиливает позиции
Доля индусов в мире выросла за 100 лет с 13,7 до 14,7%. Индуизм — единственная национальная традиционная религия, которая не только сохранила, но и усилила свои позиции. Индусов не прельщает ислам, в который его хотели обратить арабские, персидские и другие завоеватели. Сопротивляются индусы и наплыву протестантских миссионеров, предлагающих им отказаться от поклонения своим «бесам» (как фанатичные христиане называют всех чужих Богов), один из таких случаев сопротивления иноземному духовному нашествию описан в «НГ-религиях» (N 23 от 14.12.2000 г.).
Доля иудеев снижается
Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого — не холокост (во время которого были уничтожены не 6, а 5,5 млн. евреев, по самым последним наиболее объективным оценкам), а ассимиляция. В США, по некоторым оценкам, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные не только христианизировались (например, Альберт Гор — баптист по вероисповеданию), но также никак не участвуют в деятельности еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из самых низких в мире. Кроме того, евреи — одна из самых атеистических наций: по данным международного исследования, в 1991 г. Израиль занял 4-е место среди 18 стран (и 1-е среди капиталистических стран) по доли не верящих в Бога среди всего населения: в Израиле оказалось 25,6% не верящих в Бога.
+ + +
Можно сделать вывод, что, во-первых, уходящий век стал временем отхода от религии, во-вторых, снизилась численность исповедующих традиционные религии: в основном это африканские народы, которые за последние сто лет подверглись массовой христианизации, а некоторые — исламизации. В Юго-Восточной Азии часть из тех, кто исповедовал традиционные верования, отошла от религии вообще, а большая часть населения перешла в буддизм или христианство.