Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик30.04.2002 

«Христианство — это не учение о морали, а обpaз жизни»

Приведенное ниже мнение патриарха Филарета вновь касается проблемы церковной жизни, которую, согласно социологических опросов, наши граждане считают весьма актуальной, — объединение всех православных Украины в одну независимую каноническую церковь. Патриарх Филарет является убежденным и активным сторонником объединения и считает существующий сегодня раскол ненормальным явлением, которое противоречит православной традиции. Но немало украинских православных — все они являются членами УПЦ Московского патриархата — имеют противоположную точку зрения. Наиболее энергичные из них образовали Союз Православных братств Украины, главной целью которого является недопущение не только объединения, но и простого примирения церков. На последнем съезде, который состоялся в конце декабря 2000 года, братчики приняли обращение? Всем! Всем! Всем!?: к? России, ее руководству, к Московскому патриарху Алексию II, ко всем нашим единоверцам?! с призывом не допустить любых переговоров с? раскольниками?, в частности, ?защитить свою украинскую паству от нежелательных визитов патриарха Варфоломия и Римского папы Иоана Павла II в Украину, которые (визиты) могут иметь катастрофические последствия… Не поступайтесь канонами! Не сдавайте Православную Украину!?. В этой ситуации мы приглашаем все заинтересованные стороны высказаться — кратко и аргументированно — в пользу одной из двух несовместимых точок зрения.
— Делать прогнозы, предвидеть будущее течение событий весьма сложно, это очень ответственно. Нам, грешным людям, зачастую не дано видеть даже то, что может произойти завтра, не говоря уже о том, чтобы заглядывать далеко вперед. На все Воля Божья. Человеческому разуму, однако, иногда предоставлена определенная возможность кое-что предвидеть.
Думаю, предвижу, что 2001 год может стать годом объединения двух наших церквей — УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата. Верю в то, что уже в первой половине 2001 года может произойти также признание объединенной Украинской православной церкви Константинопольской патриархией и Мировым православием. К сожалению, не приходится надеяться, что Украинскую церковь признают все 14 Православных поместных церквей. По очевидной причине этого не сделает Русская православная церковь (РПЦ), а следовательно, и некоторые ее ближайшие союзники, к примеру Сербская церковь. Такое в истории церкви случалось не единожды. В частности, РПЦ Америки, которая была образована 30 лет тому назад по инициативе Московского патриархата, до сих пор признали лишь некоторые церкви Мирового православия. Но вернемся к нашим прогнозам. Можно предполагать, что в случае признания Вселенским патриархом объединенной Украинской православной церкви, церковь, носящая сегодня такое же название — УПЦ (Московского патриархата), должна будет перерегистрироваться и стать? РПЦ в Украине?, чем она на самом деле является сейчас. Ведь после признания объединенной УПЦ территория Украины станет канонической территорией именно этой церкви, как это всегда было принято в мировом православии. Так что сегодняшней УПЦ придется не только изменить название, но и изменить свой статус — зарегистрироваться в качестве зарубежной митрополии РПЦ.
Хотелось бы еще высказать не прогноз, а пожелание — мы бы очень хотели, чтобы в 2001 году в Украину приехал Вселенский патриарх Варфоломей II и собственноручно вручил нам Томос (Декрет) о предоставлении нашей церкви канонической автокефалии. Константинопольский патриарх имеет полное каноническое право это сделать, ибо историческая правда состоит в том, что территория Украины, восточная часть Польши, Прибалтика, Беларусь — это все канонические территории Константинопольской патриархии. (Об этом в ХХ веке Константинополь официально напоминал уже дважды — в 1924-м и 1990 годах). Я совершенно уверен, что украинские православные встретили бы патриарха Варфоломея очень достойно, всенародно.
Прежде чем предоставить Томос о канонической автокефалии, Вселенский патриарх будет держать совет с предстоятелями других поместных Православных церквей. Но даже в том случае, если не все они согласятся с предоставлением Украинской церкви статуса независимой и канонической церкви, Вселенский патриарх может предоставить такой статус. Недавно, во время встречи с епископами УПЦ КП и УАПЦ, он еще раз подтвердил, что Украина имеет каноническое право на автокефалию.
Хотелось бы еще сказать, что объединение УПЦ КП и УАПЦ — само по себе не такое простое дело, хоть нас ничего не разделяет и все мы имеем общую цель — сформировать независимую Украинскую церковь. Но переговоры между нами, православными украинцами, идут тяжело — ввиду действия того, что называется человеческим фактором. Во-первых, епископы, да и все духовенство, боятся, что объединение может привести к уменьшению? рабочих мест?, что на всех не хватит епархий, приходов. Кроме того, владыки УАПЦ побаиваются жесткой церковной дисциплины, введенной мною в Киевском патриархате. Они не желают расставаться со своей почти полной бесконтрольностью во всех церковных делах, в том числе и экономических. Сейчас им никто не указ.
Одной из самых наболевших острых проблем разъединенного православия для многих людей церкви — епископата, священников — является сегодня фундаментальный вопрос признания полученных ими рукоположений (хиротоний и хиротосий). В то время как Московская церковь обвиняет всех в неканоничности, безблагодатности и на этом строит всю свою политику в Украине. Думаю, что в 2001 году эти болезненные проблемы будут решены. Признать рукоположения патриарх Варфоломей может единственным способом — не признать запреты и анафемы, наложенные на украинский клир Московским патриархатом на патриарха (в то время митрополита) Филарета, епископов Якова Панчука и Ивана Бондарчука. Эти иерархи рукоположили почти весь нынешний епископат УАПЦ и УПЦ КП, а рукоположенные ими епископы рукоположили среднее духовенство. Насколько мне известно, Вселенский патриархат ведет речь о том, чтобы признать все упомянутые хиротонии признать пакетом, так сказать, всех, кто пойдет на объединение церквей. Все прочие могут пожизненно остаться в схизме (расколе), непризнанными.
Это весьма логичная идея Вселенского патриарха. Так как если бы он не признавал эти освящения (иначе говоря, признал бы правоту Московских крещений), ему не с кем было бы вести переговоры в Украине — без? правильных? епископов и священников церкви просто не существует. Хочу подчеркнуть, что в нашу пользу говорит также прецедент: Константинопольская патриархия однажды уже признала подобные хиротонии. Речь об украинском епископате Америки, который произошел от рукоположений, запрещенного Москвой в служении архиепископа Поликарпa Сикорского. Его каноничнoсть позднее была признана Константинополем, а следовательно были признаны и те, кого он рукоположил. Среди ниx был также будущий патриарх Украины Мстислав.
Хочу сделать еще один — на этот раз абсолютно достоверный — прогноз: патриарх Филарет не собирается покидать кафедру патриарха, как этого требует Московский патриархат. Одной из причин является то, что такой мой шаг не изменил бы ситуацию к лучшему. Ведь — с Филаретом или без него — Москва предлагает только один вариант? объединения?: ?покайтесь и придите к нам?. Требование моей отставки является не чем иным как всего лишь провокацией или риторикой — они-то хорошо знают, что я не оставлю кафедру.
По случаю приближения Рождества Христового хочу выразить пожелание, чтобы украинские епископы, духовенство, верующие всегда учитывали необходимость построения поместной Украинской церкви, интересы Украины, ее народа, ее духовности. Оставим в прошлом все предыдущие взаимные обиды и в будущем будем руководствоваться в своих взаимоотношениях только христианской любовью.
Ибо вступая в III тысячелетие, все христиане должны вернуться к христианской морали, стать христианами, обратить внимание на нравственное состояние самого христианства: сейчас так выходит, что соль утрачивает свои качества — христианство утрачивает свое влияние на общество. Будем помнить, что христианство — не учение о морали, а образ жизни его последователей?.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика