Российская газета | В. Федоров | 19.04.2002 |
Они были людоедами и обладали письменностью, отмечали праздники секса и возводили гигантские статуи из туфа — жители острова Пасхи в Тихом океане, сейчас принадлежащего Чили. Они создали на редкость высокую и полную загадок культуру. Ныне ученые пытаются расшифровать их письмена. О чем повествуют тексты? Этот вопрос вслед за многими другими задает немецкий журнал «Шпигель».
Легенды затерянного острова
Корабли Испанского королевского флота, отчалив от берегов Перу, взяли курс на запад. Уже пройдено было 3800 километров, а на горизонте не появилось ни клочка суши. Командующий флотом дон Фелипе Гонсалес де Аэдо проявлял признаки нервозности. 19 ноября 1770 года царившее на судах напряжение разрядилось. Примерно на 110 градусе западной долготы над синей дугой океана появился, говоря словами американского исследователя Стивена Роджера Фишера, «самый заброшенный остров Земли». На острове почти не было деревьев, над поросшей жидкой травой землей высились огромные каменные истуканы, а позади них поднимались вулканы.
Завидев испанские корабли, толпы покрытых татуировками аборигенов выбежали на берег. Они приветствовали гостей на своем мелодичном языке рапануи. Под бой военных барабанов солдаты сошли на землю, раздались залпы из мушкетов. Затем жителям был зачитан декрет перуанского вице-короля о присоединении острова к его владениям. Церемонию завершил 21 залп артиллерии на кораблях «Сан-Лоренсо» и «Санта-Росалиа».
Самый восточный из Полинезийских островов Рапануи («Большое весло») явил взору испанцев фантастическое зрелище. Островитяне с помощью обсидиановых ножей и топоров вырубили из туфа на вулканических склонах тысячу длинноносых колоссов-моаи. Некоторые из них, доставленные на берег с помощью огромных рычагов, служили надгробиями на могилах знатных островитян. Самые тяжелые экземпляры до двадцати метров в длину лежали незаконченными в каменоломнях. Нескольких ударов молота было достаточно для того, чтобы отделить их от каменного монолита. Почему это не было сделано раньше?
Современные генетики и специалисты по человеческим костям «переработали» массу материала на площади почти 170 квадратных километров. Десятки археологов перекопали буквально каждый клочок земли острова Пасхи. Увы, результаты исследований были более чем скромными. Не удалось установить даже важнейших дат в его истории.
Сохранились, правда, легенды. Примерно в 1350 году правитель Хоту Матуа после четырех месяцев морских странствий на двух судах достиг этого клочка земли. В лодках плыло 300 человек. Лингвисты предполагают, что первая волна пришельцев достигла берегов острова где-то в начале новой эры. Что же касается археологов, то они считают, что его заселение началось в VII или VIII веках.
Идут горячие споры и по поводу происхождения загадочного племени. Многие эксперты высказывают мнение, что будущие жители острова Пасхи отплыли с Маркизских островов, удаленных от него на 3600 километров, или Самоа — на 6400 километров.
Но самым интересным для исследователей острова остаются похожие на каракули древние письмена. Люди на этом заброшенном в океане клочке земли сумели разработать систему письма, называемого «ронгоронго», единственного в своем роде во всей Океании. «Коау ронгоронго» — «говорящие деревянные таблички» — так называли аборигены свои состоящие из пиктограмм (знаков-символов) тайные послания. Обернутые человеческими волосами, они, эти таблички, считались «тапу» — священными, запретными. Инструментами для их вырезания служили акульи зубы и обсидиановые колышки. До сегодняшнего дня сохранилась лишь 21 табличка.
Что за послания начертаны на них? До сего времени все попытки их расшифровать успеха не имели. Ученые овладевали языком аборигенов, но и это не помогло. Вот уже 130 лет они пытались по изображениям человечков, птиц и стилизованных плодов проникнуть в тайны островитян. Одни видели в них навигационные знаки, другие — перечень предков в роду, третьи — просто орнаменты.
Но вот, похоже, в исследовании таинственных табличек взят новый разгон. Бременский языковед, исследователь истории религий и переводчик древнеиндийских манускриптов Эгберт Рихтер представил на рассмотрение ученого совета Гамбургского университета научную работу со скромным названием «Письмена острова Пасхи — вклад в их расшифровку». Рихтер сделал заявление: «Я смогу прочитать знаки». Четыре таблицы с письменами ему удалось полностью расшифровать.
Согласно его научной работе начертанные на дощечках письмена — наполовину Библия, наполовину — «Камасутра», в которой содержатся тайные сведения островных культов.
Жизнь под присмотром колдуна
В том, что касается царивших когда-то на острове нравов, Рихтер сообщает массу причудливого и диковинного. Вот несколько примеров.
Жившее на острое Пасхи племя часто и охотно предавалось каннибализму. Священнослужители приносили в жертву пленных и тех, кто нарушил закон, во время культовых зачатий поедались маленькие дети. Деликатесами считались пальцы рук и ног.
На тела молодых людей обязательно наносилась татуировка. Процедура эта была весьма болезненна. Краска, полученная от сжигания растений, вводилась в кожу с помощью рыбьих костей.
Девочек из знатных семей священнослужители уводили в пещеры. Их откармливали кашей, а для того чтоб их кожа приняла желтый оттенок, ее постоянно натирали шафраном. В островном мини-государстве девушки воспринимались как эротичные, если они были в теле и имели более светлый цвет кожи. Вожди были многоженцами. Практиковалось то, что в современных языках получило название группового секса. Разводы производились без малейших формальностей.
Религия островитян также была построена на половых обрядах. На острове действовала строгая система совершенно абсурдных запретов. Так, например, в зимние месяцы табу налагалось на употребление в пищу мяса тунца. Кресты или нагромождение ветвей служили обозначением святых мест. Дощечки с письменами хранились в специальных хижинах, и к ним нельзя было даже приблизиться. Управлявший культами вождь «тимо» управлял подданными с помощью колдовства. Первый шаман острова «отвечал» за дождь и лечил людей с помощью заклинаний. В случае конфликта между семьями он мог разрешить кровную месть. Он завязывал пупки новорожденным, а также обертывал покойников в циновки, прежде чем положить их на террасы Аху — там они сушились, превращаясь в подобие мумий.
В период расцвета островного государства его население достигало 10 тысяч человек. Крестьяне возделывали плантации бананов и сахарного тростника, сажали сладкий картофель. Их дома имели в длину до ста метров. Рыбаки плавали по океанским волнам на плотах, имевших форму слоновых бивней.
Когда в XVIII веке испанские мореплаватели положили конец изоляции острова от внешнего мира, для его жителей закончилось безмятежное существование. Войны и экологические катастрофы сократили численность острова до 4 тысяч человек. На полях лежали опрокинутые каменные идолы. Их шляпы из розового туфа были разбиты, вставленные в глазницы кораллы варварски вырваны. К концу XIX века года работорговцы увезли с острова треть его коренного населения. Те из них, которым удалось вернуться назад на остров, завезли туда оспу. В 1877 году на острове Пасхи осталось всего лишь 111 аборигенов. Островная культура практически полностью заглохла. Казалось, навсегда будет утрачен ключ к разгадке посланий, высеченных на деревянных дощечках.
Более всего пострадали именно они. Когда в 1864 году на острове высадились миссионеры из Европы, они с удивлением обнаружили в каждомострове высадились миссионеры из Европы, они с удивлением обнаружили в каждом доме эти таблички. Чуть позже аборигены устроили нечто подобное «костра из книг». Они торопливо бросали таблички в огонь. Спасти удалось лишь немногие из них.
С горем пополам удалось уговорить двух островитян стать переводчиками. Епископ Тепано Яуссен в 1873 году допросил переселившегося с острова Пасхи на Таити крестьянина Меторо. Священник указывал пальцем на каждый в отдельности знак и просил его перевести. Но общее прочтение текста не дало ровно ничего, смысл начертанного так и остался загадкой. Вот один пример этого перевода: «Он танцует. Лодка. Человек склоняется. Рука изобилия».
Еще более расплывчаты «космогонические песнопения», которые оставил после себя Уре Ваэйко. В 1888 году он дал себя уговорить прочесть знаки на дощечках после принятия большой дозы алкоголя. Старик долго смотрел на дощечки, закрыл глаза и запел. Его пение длилось несколько часов. Многое удалось записать. Но возникал вопрос, не являются ли оба островитянина обманщиками, не посвященными в тайны древнего письма?
Бременский ученый Рихтер смотрит на это иначе. Он долго изучал оставленный Меторо «словарь» и, опираясь на этнологические исследования, искал его связь с островными культами. «Внезапно, — говорит он, — выделился лейтмотив текстов: знаки повествуют о празднике зачатия на скалах Оронго».
Человек становится птицей
Это был самый загадочный ритуал на острове. Раз в году, ранней весной, народ стекался к волшебной площадке Оронго, чтобы отметить день плодородия.
Французский этнолог Меторо назвал это празднество в честь главного божества Макемаке «долгой мистической драмой». Ученые смогли по крайней мере с точностью установить место проведения этого праздника. Культовая деревня Оронго, резиденция «тимо», лежала на высоте 300 метров на склоне вулкана Рано-Као. Археологи откопали там 46 покрытых каменными плитками сооружений. Близлежащие скалы испещрены петроглифами, которые изображают главным образом женский детородный орган.
Кое-что известно и о порядке проведения этой церемонии. В начале исполнялись культовые танцы. Напитки, приготовленные из наркотического перца, подогревали эмоции островитян. Тот, кому удавалось первому достать яйцо морской ласточки, становился героем дня. Его избирали королем ритуала — «человеком-птицей», украшали женскими волосами, вели в специальную хижину. Он получал исключительное право не мыться целый год — до следующего праздника.
Но в центре внимания находилась молодежь. Достигших половой зрелости юношей и девушек толпами приводили на склон вулкана. Их называли «поки-ману» — «детьми птиц», они вручали ярко размалеванному «тимо» фрукты и маленькие подарки. Затем начиналась церемония. Молодые люди ложились на землю, священнослужитель производил надрез на их половом органе. Затем девушек проверял на непорочность. «Тимо» выбирал себе партнерш, реализуя свое право первой ночи.
В начале этого века британские этнологи, которые проводили исследования на острове Пасхи, пришли к выводу, что описание этих ритуалов якобы «продукт фантазии самих жителей острова». Между тем наукой установлено, что подобные церемонии действительно происходили. На архипелаге Самоа лишение невинности девушек проходило даже на площадках при большом скоплении народа.
Учитывая эту языческую традицию, можно понять, в какой сложной психологической ситуации оказался только что обращенный в христианство переводчик Меторо. Для того чтобы выйти из положения, считает Рихтер, абориген с острова Пасхи «исказил значение некоторых знаков».
…Вопрос о том, действительно ли автор монографии Рихтер нашел верную тропинку, которая выведет его из непроходимых джунглей ронгоронго, должен решить профессор Гамбургского университета Райнер Карле.