Русская линия
Независимая газета Б. Винер19.04.2002 

Быть еврейским общественным деятелем в России крайне выгодно с финансовой и политической точки зрения

В то время как Русская Православная Церковь и мусульманские общины России подвергаются постоянным критическим нападкам по самым различным поводам, жизнь российских евреев представляется большинством СМИ чуть ли не безоблачной. Но на самом деле скрываемая от посторонних глаз ситуация в иудейских общинах России полна политических интриг, столкновений финансовых интересов и попыток втянуть в эту борьбу представителей высшей российской власти.
Оказалось, что быть еврейским общественным деятелем в России крайне выгодно с финансовой и политической точки зрения.
Несколько лет тому назад руководитель «Медиа-МОСТ» Владимир Гусинский первым понял, что двери влиятельных банкиров и бизнесменов на Западе будут открываться перед ним чаще, если он станет контролировать деятельность еврейских организаций России. Сказано — сделано. Владимир Гусинский стал президентом Российского еврейского конгресса. Активную поддержку он стал оказывать прежде всего Конгрессу еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕООР), созданному 10 лет назад.
Надо заметить, что деятельность Гусинского стала приносить пользу российским евреям. Появились реальные возможности претворения в жизнь гуманитарных программ, еврейские общины России перестали зависеть от международных организаций. Строительство новой синагоги на Поклонной горе, по своей роскоши не уступающей самым дорогим отелям столицы, явилось апофеозом благотворительных усилий руководителя «Медиа-МОСТ».
Несмотря на то что еврейские организации постоянно и как бы стыдливо намекают на свою нищету, порядок уже вложенных в них средств исчисляется восьмизначными цифрами. Так, только Российским еврейским конгрессом (РЕК), в соответствии с его годовым отчетом, потрачено в 1998 г. 10 млн. 28 тыс. 126 долл. США.
Активизация работы еврейских организаций, привлечение огромных средств, использование собственных средств массовой информации позволили обсуждать реальные перспективы Владимира Гусинского стать президентом Всемирного еврейского конгресса. Поддержка этих перспектив осуществлялась тщательно спланированными PR-кампаниями, в результате которых потрясенный мир узнавал о нависшем над российскими евреями дамокловом мече антисемитизма, о тяжелом материальном положении еврейских общин, об отсутствии денег на культурно-образовательные программы, о нехватке кошерных продуктов.
При этом, правда, тщательно скрывалось, что главные российские раввины, твердящие о трудностях и бедности евреев, живут в шикарных апартаментах в центре города, о стоимости которых лучше не говорить, чтобы не смущать простых верующих… Впрочем, иерархи всех конфессий, как правило, не бедствуют.
Известно, что для евреев наиболее важна близость по признаку этническому, а не религиозному. Даже в Израиле процент верующих, согласно выводам Иерусалимского социологического института Гутмана, составляет не более 14%. Что же говорить о бывшем СССР и нынешней Российской Федерации! Реальное число евреев, соблюдающих Галаху (религиозный закон), на их территории ничтожно мало. Например, в Московской хоральной синагоге на ул. Архипова каждый день с трудом удается собирать на молитву миньян — необходимых для ее осуществления десять мужчин.
Но в кабинетах еврейских организаций висят карты России, сплошь утыканные разноцветными флажками, наглядно демонстрирующими охват разнообразной деятельностью ее городов и населения. Наглядность преследует две цели: первая — показать, что евреев много. Вторая — евреям нужны средства для существования.
Активная политическая работа Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР), финансируемого, напомним, Владимиром Гусинским, привела в 1997 году к тому, что в новом Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» появилась эффектная и удивившая многих фраза о том, что иудаизм является традиционной религией нашей страны. Столь трепетное внимание к евреям, официальное число которых, по данным российских демографов, насчитывает не более 400 тыс., кажется слишком уж трогательным. О каком естественно присущем России, по мнению некоторых журналистов, антисемитизме может идти речь?! Даже американцы, критиковавшие закон, раскрыли рот от удивления при виде такой законодательно оформленной защиты прав человека, исповедующего иудаизм, — подобное можно наблюдать разве только в Израиле.
С 1997 г. КЕРООР стал претендовать на роль главной еврейской организации страны. При этом его руководители настолько утратили чувство реальности, что даже такой осторожный человек, как главный раввин России Адольф Шаевич, являющийся одновременно и главным раввином КЕРООР, позволил себе летом 1999 г. поддержать своего генерального спонсора и высказаться о Борисе Березовском: «Можно по-разному относиться к предпринимателям, которые стали „серыми кардиналами“ нашей политики. Но важно понимать, что эти люди представляют самих себя, а не еврейский народ, и их поступки не повод для того, чтобы вешать на евреев собак».
Такие выпады не проходят даром. Многие евреи не согласились с попытками разделения народа на «чистых» и «нечистых» и отвернулись от «иудея» Гусинского и КЕРООР.
Религиозные организации, работавшие под руководством главы Объединения раввинов СНГ Бер-Лазара, напомнили КЕРООР на первом съезде Федерации еврейских общин России (ФЕОР) 15 ноября 1999 г. о том, что КЕРООР не единственная массовая еврейская религиозная организация России. Федерация реально контролирует еврейские общины 76 городов страны. Президентом новой организации стал народный артист России Михаил Глуз, еще в эпоху СССР активно участвовавший в деле сохранения и возрождения еврейской культуры.
Существует и еще ряд проблем, связанных с осторожным отношением значительной части российских евреев к КЕРООР.
После принятия Закона о свободе совести 1997 г., потребовавшего для регистрации региональных организаций подтверждение центральной структуры, еврейские общины в провинции были вынуждены получать благословение на свою деятельность главного раввина России Адольфа Шаевича и фактически подпадали под контроль Гусинского. Но опрометчивое участие Адольфа Соломоновича в борьбе олигархов, активное вовлечение его в политику сделало невозможным для многих верующих сотрудничество с КЕРООР и вынудило к юридическому оформлению новой независимой ФЕОР.
Кроме того, многие ортодоксальные верующие знают, что Зиновий Коган, также возглавляющий КЕРООР, одновременно является и президентом Российского союза объединений прогрессивного иудаизма (последователей реформистского течения). Это весьма смущает ортодоксов, потому что реформисты, с их точки зрения, не соблюдают основной еврейский закон — Галаху. А глава Объединения раввинов СНГ раввин Бер-Лазар вообще считает неприемлемым факт руководства религиозными иудейскими общинами страны реформистами.
Но самый серьезный конфликт между КЕРООР и ФЕОР произошел по вопросу передачи в российские синагоги из Росархива свитков Торы, конфискованных в годы революции ЧК. Две организации, представляющие верующих одной конфессии, независимо друг от друга захотели получить свитки, без которых невозможна полноценная служба в синагоге. Свитков хватило бы на всех: только в архивах и музеях Москвы и Петербурга их насчитывается несколько сотен. Но внезапно главный раввин России написал 3 декабря Владимиру Путину письмо, некоторые пассажи которого просто поражают верующих евреев.
Так, Адольф Шаевич, присутствовавший на съезде ФЕОР 15 ноября в качестве самого почетного гостя и видевший сотни его делегатов из самых разных городов России и членов правительства в президиуме (например, вице-премьера Валентину Матвиенко), пишет, что «эта организация не выражает интересов российского еврейства».
ФЕОР, по мнению Шаевича, «занимается изъятием из русских архивов религиозной литературы с целью передачи ее за рубеж (в США)». Свитки, настаивает главный раввин России, нельзя передавать ФЕОР, поскольку они тотчас же уедут за рубеж. Это бездоказательное и тяжкое, с точки зрения еврейских обычаев, обвинение вызвало удивление в США и Израиле. Почему главный раввин, контролирующий религиозную жизнь российских евреев, располагая сведениями о готовящемся преступлении такого масштаба (цена свитка доходит до 100 тыс. долл.), не заявил о нем в органы правопорядка?
Именно борьба за власть и финансы, равно как и методы, используемые в ней уважаемыми в России раввинами, и оскорбили простых верующих, не подозревавших ранее, что за кулисами столь разрекламированного в последние годы «еврейского ренессанса» разыгрываются подобные страсти.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика