Русская линия
Коммерсант-власть19.04.2002 

Кармапа-лама — третье лицо в буддийской иерархии.
Татевосов Сергей.

Кармапа-лама — третье лицо в буддийской иерархии — бежал из китайского Тибета в Индию. Китай лишился единственного ламы, который был признан всеми буддистами и в то же время демонстрировал лояльность китайским властям. Индия получила опасного политэмигранта и оказалась на грани войны с Китаем.
Зима в этом году в Гималаях исключительно сурова: перевалы в глубоком снегу, ветер, мороз. Даже в более мягкие зимы мало кто решается отправиться в путь. Но 28 декабря глава одной из четырех буддистских сект Тибета 14-летний кармапа-лама, переодевшись в обычное платье, в сопровождении шестерых монахов ушел из монастыря в центре Тибета. Через Гималаи путники отправились в сторону границы с Непалом. За девять дней беглецы преодолели 1500 километров. О самом путешествии известно очень мало. Говорят, беглецов уже в Индии подвозили грузовики, но основную, самую трудную часть пути, через заснеженные скалистые высокогорные перевалы и ледяные потоки, можно было проделать только пешком. Путешественники сбили в кровь и обморозили руки и ноги, карабкаясь по склонам, попадали в снегопады, рисковали сорваться в пропасть или быть погребенными под снежной лавиной. В начале января кармапа-лама появился в Индии.

Появление

Когда кармапа-лама и сопровождавшие его тибетцы появились две недели назад в Дхармшале, многие не поверили своим глазам. Здесь, на севере Индии, живут последние десятилетия далай-лама, тибетское правительство в изгнании и множество тибетских монахов и монахинь, сбежавших из Китая. Однако увидеть там юного кармапу, до последнего времени считавшегося чуть не главной опорой китайских коммунистов в Тибете, не ожидал никто. Один из тибетских министров сказал, что «совершенно потрясен и изумлен» поступком 14-летнего ламы.
Первые несколько дней после своего появления в Индии кармапа-лама провел в доме для гостей недалеко от официальной резиденции далай-ламы, в котором останавливаются все посетители ламы, в том числе и ярый его приверженец американский актер Ричард Гир. За это время кармапа всего дважды покидал свою комнату — оба раза, чтобы встретиться с далай-ламой. Однако даже при таком затворничестве находиться в Дхармшале для кармапы небезопасно — Китай может попытаться силой вернуть предателя. Предполагается, что вскоре кармапа-лама переберется в монастырь Бхатту, расположенный недалеко от Дхармшалы. Именно там живет духовный наставник кармапа-ламы Тай Ситу Ринпоче, который «открыл» нового кармапу в 1992 году.

Воплощение

Целых одиннадцать лет тибетские монахи ждали дня, когда они смогут увидеть 17-го кармапа-ламу. Предыдущий, 16-й кармапа-лама — Рангджунг Ригпе Дорджи — умер в 1981 году в США, недалеко от Чикаго. Долгое время среди оставшихся после него вещей не находили никаких указаний на то, где искать следующее воплощение кармапы. Но однажды монах Тай Ситу Ринпоче, протирая от пыли вещи покойного учителя, взял его амулет, который распался надвое у него в руках. Внутри оказалось стихотворение, указывающее, где искать реинкарнацию кармапы.
Несколько монахов отправились в Тибет. Мальчик, которого они нашли, соответствовал поэтическим указаниям, а главное, сумел отличить личные вещи покойного кармапа-ламы среди нескольких других предметов — именно это является для ламаистов главным доказательством того, что перед ними новая инкарнация ламы. Угьен Тринлей Дорджи, которому было суждено стать 17-й инкарнацией кармапа-ламы, родился 26 июня 1985 года в восточной части Тибета, в семье пастухов-кочевников. Родители мальчика рассказали, что его рождение сопровождалось чудесными знамениями: в долине был слышен звон колокольчиков, звуки рожков и пение священных раковин.
Солнечным сентябрьским днем 1992 года с благословения духовного лидера Тибета далай-ламы состоялась церемония интронизации нового кармапа-ламы в его основной резиденции — монастыре Цурпу в центре Тибета, в 50 километрах от столицы Лхасы. На церемонию собрались больше 20 тыс. человек. Буддийская секта Карма Кагиу, главой которой является кармапа-лама, насчитывает около пяти миллионов последователей по всему миру — в Индии, США, Канаде, Великобритании. Монастырь и его окрестности заполнили бритоголовые монахи и монахини в традиционных красных облачениях и празднично одетые паломники со всего Тибета. Семилетний мальчик, казалось, полностью осознавал важность происходящего. Он много часов сидел на высоком троне совершенно прямо, не шевелясь и почти не улыбаясь. Его взгляд был сосредоточен, спокоен и серьезен. Так был введен в сан третий по значимости тибетский лама и единственный из высших религиозных лиц, признанный и далай-ламой, и властями Китая.

Исчезновение

Последние семь лет кармапа-лама жил в монастыре Цурпу, но его свобода была весьма ограниченной — фактически это был домашний арест. Китайские власти давно пообещали дать мальчику возможность выезжать за пределы Китая, чтобы общаться с духовными лидерами тибетских буддистов, а тем, в свою очередь, — приезжать к нему в Тибет. Однако со временем стало ясно, что эти обещания не будут выполнены. Раз за разом китайские власти отказывали кармапа-ламе в выездной визе, а его наставника не пускали в Китай. Юноша быстро взрослел и выглядел все более озабоченным и сосредоточенным. Невозможность получить подобающее религиозное образование, судя по всему, всерьез его беспокоила. В последнее время он часто совершал далекие прогулки по окрестным горам. В этих прогулках его обычно сопровождали только самые близкие ему монахи, известные большой выносливостью и силой. И кармапа-лама, и его приближенные — настоящие скалолазы, закаленные многолетними тренировками. Постепенно все в монастыре привыкли, что кармапа-лама часто уходит в горы, чтобы там предаваться размышлениям. В конце декабря было объявлено, что кармапа намерен надолго уединиться в горах. Больше приставленные к нему китайские охранники его не видели.
Бегство кармапа-ламы из Китая чрезвычайно огорчительно для китайских властей. На него возлагали большие надежды. При всяком удобном случае в Китае подчеркивали «патриотизм» кармапы — он даже дважды появлялся на официальных коммунистических мероприятиях рядом с Цзян Цзэминем, а недавно по телевидению были показаны кадры, на которых кармапа-лама поет религиозные гимны, с таким комментарием: духовный лидер Тибета молится о покойном вожде Мао Цзэдуне. Всякий раз, когда нужно было предъявить доказательства лояльности Китая по отношению к культуре и религии Тибета, публике предъявляли «правильного» ламу. И вот теперь он сбежал, оставив в Тибете родителей и шесть братьев и сестер.
Сначала Китай хранил молчание. Потом попытался сделать вид, что кармапа вовсе не сбежал, а всего лишь отправился на «прогулку по магазинам»: агентство «Синьхуа» процитировало письмо, якобы оставленное кармапа-ламой, в котором тот объясняет свое отсутствие необходимостью отправиться в Индию за некоторыми предметами культа. Упоминаются там особые музыкальные инструменты и черные шляпы, которые являются символом этой ветви тибетского буддизма. Кроме того, агентство «Синьхуа» передало слова из письма ламы о том, что он не собирается «предавать государство, нацию, монастырь и руководство». Китай дал понять, что беглеца примут обратно. Но тот, похоже, не собирается возвращаться.
Теперь кармапа-лама может отдыхать после своей горной одиссеи — он воссоединился со своим наставником и его имя узнал весь мир. А вот в Индии и Китае царит растерянность.
Кармапа-лама попросил в Индии политического убежища, что не слишком обрадовало тамошние власти. В 1962 году Индия уже поплатилась приграничной войной за то, что приютила далай-ламу и множество его последователей. В последние годы у индийцеВ последние годы у индийцев была надежда на улучшение отношений с Китаем — поступок юного кармапы ставит под угрозу возможное потепление. В сложное положение поставлен и далай-лама: он как раз намеревался провести с китайским руководством негласные консультации о будущем автономного Тибета.
Китай, в свою очередь, потерял самый сильный аргумент в борьбе с защитниками прав человека, которые вечно упрекают его в бесчеловечной политике по отношению к Тибету.
Сам кармапа-лама пока молчит. Он свое дело сделал — сбежал. Расхлебывать кашу, которую он заварил, предстоит властям Индии и Китая.
Однажды Индия уже поплатилась приграничной войной за то, что приютила далай-ламу и его последователей.
Недавно китайское телевидение показало кармапа-ламу, поющего религиозные гимны. И прокомментировало: духовный лидер Тибета молится о покойном вожде Мао Цзэдуне.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru