Русская линия
Коммерсант19.04.2002 

Но не тот, которого похоронили
Крутиков Василий.

Комиссия по канонизации при Священном синоде РПЦ впервые не нашла препятствий к канонизации Николая II. Для этого церковные эксперты разделили жизнь царя на две части — святую и несвятую. Кровавое воскресенье и Распутина царю решили простить.
В течение всех 90-х церкви не удавалось канонизировать Николая Романова. Впервые этот вопрос был поставлен на архиерейском соборе в апреле 1992 года. Решение проблемы поручили комиссии по канонизации при Священном синоде РПЦ.
Комиссия по канонизации была образована к 1000-летию крещения Руси в 1989 году и с тех пор собиралась 46 раз. Председатель комиссии — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В число членов входят несколько преподавателей Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, всего 9 постоянных членов. В основном это историки и богословы. Кроме того, комиссия имеет право приглашать в число своих членов и помощников тех клириков и ученых специалистов, кого сочтет нужным. Комиссия является лишь рабочим органом, она не имеет права выступать с самостоятельными инициативами. Получив материал или запрос о возможности прославления какого-то подвижника, комиссия начинает собирать данные о его жизни и служении. Собранные материалы поступают на рассмотрение Священного синода. Для общецерковной канонизации необходимо решение Священного синода, архиерейского собора или поместного собора.
Комиссия изучала жизнь Николая II целых четыре года, и в итоге отказала ему в святости. 10 октября 1996 года на заседании Священного синода митрополит Ювеналий сделал доклад о том, что «в вопросе о канонизации царской семьи нет полного единодушия в церковном народе» и поэтому «подводя итог изучению церковной и государственной деятельности Николая II, комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации». Однако синод не решился подписаться под таким решением и направил вопрос на доработку. Окончательное решение должен был принять поместный собор, который планировалось провести в 2000 году.
Комиссия занималась этим вопросом еще три года. А в июле 1999 года расширенное заседание Священного синода приняло новое решение — так как дата проведения поместного собора не определена, то вопрос о канонизации царской семьи должен решиться на архиерейском соборе в августе 2000 года. И к тому времени комиссия должна прийти к какому-либо мнению.
Как заявил секретарь комиссии отец Максим Максимов, в вопросе о канонизации царской семьи комиссия с самого начала пошла по пути раздела жизни Романовых на две части: до их ареста в 1917 году и после, вплоть до расстрела. После того как стало ясно, что в жизни до октября 1917 года святого у императора было мало, стала рассматривать только второй период. Дело в том, что по учению церкви, святые не безгрешны, и святым христианина делают те деяния и духовные устремления в его жизни, которые превосходят его человеческую немощь, слабости и грехи.
Такой подход позволил церкви абстрагироваться от таких неприятных для нее событий из жизни Николая II, как Кровавое воскресенье, отношения с Григорием Распутиным и отречение от престола. Именно последний год жизни царя дал основание церковным экспертам причислить семью российского самодержца к страстотерпцам. В это время Николай проявил особый тип благочестия: страстотерпцы — те, кто смиренно принимает безвинную смерть. Как сказал отец Максим, «мы не должны давать историческую оценку тому или иному деятелю, тем более что и ученые пока не могут однозначно оценить жизнь Николая II». По его словам, комиссия только собирает мнения архиереев и мирян по данному вопросу, изучает их обоснованность и классифицирует: эти — «за», а эти — «против». А на архиерейском соборе митрополит Ювеналий выступит с докладом об отношении клира и мирян к данной проблеме. Как бы то ни было, в Московской патриархии уверены, уже в августе Николай II будет признан святым вместе с несколькими членами его семьи. С какими — пока неясно, тем более, что не вполне ясно, кто конкретно был расстрелян большевиками.
Но даже после канонизации Николая II церковь не успокоится на его счет. Как известно, РПЦ не признала найденные под Екатеринбургом останки принадлежащими царской семье. Между тем за канонизацией часто следует прославление мощей святых. Но вдруг окажется, что эти мощи принадлежат не царской семье? Это будет катастрофа не только для церкви, но и для всех верующих — считают священнослужители.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru