Русская линия
Известия19.04.2002 

Журнал Досье д’аркеоложи (Франция)

Французские католики с гордостью претендуют на то, что в их стране хранятся два предмета, которые по легенде в последний смертный час сопровождали Иисуса Христа. Первый из них — терновый венец, оберегаемый в соборе Парижской Богоматери. Второй — нательная туника Спасителя, выставленная в соборе местечка Аржантей под Парижем.
Этот предмет является одной из величайших святынь западного христианства и одной из самых больших загадок истории. Увидеть его можно в алтаре собора Аржантея. Здесь за небольшим стеклянным экраном золотой раки виднеется кусок темно-бурой ткани, прикрепленной к белой шелковой подкладке. Это и есть знаменитая туника.
По сообщению франкского историка Фредегара, эта туника была обнаружена в 591 году в Яффе у некоего еврея по имени Симон. Как она попала к этому Симону и почему была скрыта от христианского мира в течение почти шестисот лет после смерти Христа — неизвестно.
Об этой тунике неоднократно говорится в евангелиях. По преданию, она была выткана без единого шва. Изготавливать подобные вещи могли немногие мастера и стоила такая одежда дорого. Именно поэтому охранявшие крест с распятым Христом римские стражники специально разыгрывали между собой одежду Назарянина.
О том, что случилось с вещами, которые носил Христос, после погребения Сына Божия, Библия не сообщает. И только в одном апокрифическом евангелии — так называемом «Евангелии евреев» — упоминается, что найденные после воскресения Иисуса у его гроба погребальные одежды были доверены на сохранение Святому Петру.
Создано было это евангелие в секте эбионитов, существовавшей буквально с первых лет христианства. Но странным образом и само «Евангелие евреев» известно только в изложении богослова и историка церкви Евсевия из Цезареи. Видел якобы это евангелие и святой Иероним — оно хранилось в сирийском городе Алеппо. Но до наших дней не дошло.
Теперь ученые предполагают, что туника была доверена Петром во время его скитаний кому-то из надежных людей из иудейской среды. До своей мученической смерти Петр не успел передать секрет единомышленникам. И потому реликвия с большим опозданием попала в руки христиан.
В конце VI века нашей эры франкский хронист Григорий Турский рассказал, что беседовал с людьми, прикасавшимися к тунике Христа. В то время она хранилась уже в Константинополе, куда власти Византии доставили реликвию из Палестины. Но в 803 году святыня попадает во Францию, и с тех пор вот уже более тысячи лет пребывает на французской земле.
Произошло это при драматических обстоятельствах. В 780 году умирает византийский император Лев IV. Трон занимает его вдова Ирина. 17 лет она правит как опекунша своего сына Константина. В 797 году Ирина убивает девятнадцатилетнего сына и начинает властвовать единолично. Императрица ведет тяжелую борьбу с сотрясающим Византию движением иконоборцев. В этой борьбе Ирина получает поддержку от римских пап.
У папского престола постепенно созревает замысел вновь объединить западную и восточную части бывшей Римской империи. Союз должен быть закреплен браком пятидесятилетней Ирины и пятидесятисемилетнего Карла Великого, короля франков. В Константинополь отправляется франкское посольство. Но пока оно находится в пути, Ирину свергают. Посольство возвращается в 803 году в Рим ни с чем — если не считать подарка византийцев. Этим подарком и была знаменитая туника.
Карл Великий поместил тунику в женский монастырь под Парижем, где посвятила себя Богу его дочь Теодрада. Но судьба реликвии и здесь складывается драматично. Примерно в 850 году норманны разоряют монастырь. Монашенки успевают спрятать тунику, да так хорошо, что позже никто не может ее разыскать в течение почти трехсот лет.
В 1123 году во время ремонта монастыря драгоценность находят. Ее вновь прячут во время религиозных войн католиков с протестантами в XVI веке, затем еще раз — уже в годы Французской революции. После революции реликвию откапывают, но не находят всех ее частей. Дело в том, что настоятель собора, где хранилась туника, разделил ее на несколько кусков, чтобы укрыть понадежнее. Но позже не смог отыскать всех своих тайников.
При Наполеоне III для святыни в Аржантее возводится новый собор. В 1890-е годы проводится обследование туники учеными. Тогда истлевшую ткань и прикрепили к белой шелковой подкладке. С тех пор к ней только раз прикасалась рука исследователей: в 1934 году тунику просвечивали ультрафиолетовыми лучами.
Туника сделана действительно без единого шва, выткана целиком из красноватой шерсти. Характер и цвет ткани соответствуют образцам, найденным в древних коптских могилах. В ткани не обнаружено никаких следов хлопка или льна. Известно, что в древней Иудее в силу ритуальных запретов никогда на одном станке не ткали нити растительного и животного происхождения.
Задняя часть туники сохранилась почти целиком, передняя сильно пострадала. От реликвии, видимо, часто отделяли небольшие кусочки ткани — в виде маленьких талисманов.
Там, где туника касалась плеч, спины и груди, имеются пятна крови. Сзади эти пятна крупнее и сильно расплющены — как будто на кровоточащие раны, к которым прикасалась ткань туники, давила какая-то тяжесть. Кроме того, на уровне плеч нити, из которых состоит ткань, заметно деформированы — как если бы они истерлись под действием тяжелого предмета.
Несомненно, изучение реликвии методами современной науки позволило бы прояснить ее происхождение. Но церковь не дает согласия на подобные эксперименты. Не убеждает даже пример плодотворного сотрудничества ученых с церковью в случае с Туринской плащаницей. Так что пока реликвия из Аржантея остается одним из интереснейших исторических артефактов, загадкой, ждущей своего разрешения.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru