Русская линия
Известия19.04.2002 

О мусульманстве и войне
Керимов Гасым

Чтобы понять мусульманина, необходимо соблюсти два условия: во-первых, знать основы его веры, во-вторых, уважительно относиться к ней. Самое распространенное мнение — и в России, и особенно на Западе, — что ислам как-то по-особенному воинствен, хотя на самом деле в основе слова «ислам» корень «селим» — «мир», а главное приветствие мусульманина — «Салям алейкум», «Мир вам"… Причина, кажется, проста: люди путают два совершенно различных обстоятельства, политическое и собственно религиозное.
Что касается религиозных начал, то ислам проповедует принцип терпимости в отношении других верующих, особенно иудеев и христиан; язычников, неверных мы должны обращать в истинную веру, но тоже без насилия, без принуждения. Другое дело, что ислам, в отличие от других вероучений, никогда не знал отделения религии от государства, права, образа жизни, политики, идеологии, культуры. Потому проблема войны и мира, как вообще все социальные аспекты жизни, основательно прописана в наших законах, которые носят одновременно и религиозный, и политический характер. Ислам учит, что нужно сначала использовать все возможные мирные формы и только если кто-то оккупирует мусульманскую территорию, пытается уничтожить мусульман и попрать мусульманские ценности — только тогда вступает в силу другой закон, закон войны.
Кроме того: большинство исламских стран в течение последних двух веков были колонизированы. Именно поэтому мусульмане так часто воевали, так напряженно размышляли о природе войны, о ее религиозных аспектах, с таким вниманием вслушивались в суры Корана, в высказывания пророка Мохаммеда, мир ему, разрабатывали этику поведения во время сражений: нельзя убивать стариков, женщин, детей, пленных, уничтожать источники воды, посевы; если враг убегает, его запрещено преследовать. Что же до терроризма… да нет никакого специального мусульманского терроризма, поверьте мне. Никто же не говорит об особом ирландском терроризме, если ирландец совершает теракт? Лучше задуматься над другим: религиозный экстремизм, в том числе мусульманский, появляется лишь там и тогда, где и когда светское государство не справляется со своими обязанностями.
Автор — профессор Университета татарско-мусульманской культуры «Хилял» при Благотворительном фонде татарского духовного наследия.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru