Русская линия
Независимая газета С. Старцев18.04.2002 

Встреча Папы Римского и Ясира Арафата

Краткая, пятнадцатиминутная встреча, состоявшаяся во вторник в Ватикане между Иоанном Павлом II и Ясиром Арафатом, уже вызвала и еще, несомненно, вызовет серьезные изменения в сложнейшем ближневосточном геополитическом пасьянсе. Дело в том, что после беседы Папы Римского с палестинским лидером за Бронзовыми вратами состоялось подписание договоренностей, которые обе стороны совершенно обоснованно охарактеризовали как «исторические». Речь идет о настоящем конкордате, регулирующем положение Римско-Католической Церкви на палестинских территориях и предусматривающем установление полномасштабных дипломатических отношений Ватикана с создаваемым Палестинским государством. Кроме того, подписанное совместное «Заявление об основах» недвусмысленно декларирует, что мирные договоренности между палестинцами и израильтянами должны основываться на принципах международного права и резолюциях ООН, причем в первую очередь это относится к вопросу о статусе Иерусалима.
Как заявил корреспонденту «НГ» представитель Госсекретариата Ватикана, подписание этих документов, совместная работа над которыми продолжалась более двух лет, знаменует собой официальное и полномасштабное признание Святым престолом властей Палестинской автономии и направлено на продвижение мирного процесса на Ближнем Востоке. Более того, благословляя народ Палестины, Папа фактически благословил и будущее Палестинское государство, которое, по замыслу ватиканских стратегов, должно олицетворять возможность позитивного развития отношений между мусульманами и христианами при неизменном уважении свободы совести и вероисповедания. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в подписанных соглашениях признаются «неприемлемыми с моральной и юридической точки зрения» любые «односторонние решения», связанные с Восточным Иерусалимом.
По сути дела, Ватикан и ООН выступили с совместным осуждением израильской оккупации арабской части Иерусалима, что не могло не вызвать бурной реакции Израиля. Папский нунций был немедленно вызван к министру иностранных дел Давиду Леви, который выразил «несогласие и глубокое сожаление» в связи с заключением ватиканско-палестинских договоренностей. Он назвал эти соглашения «несправедливым вмешательством в процесс мирных переговоров» и подтвердил официальную позицию о неделимости Иерусалима, как столицы Государства Израиль. Более того, Тель-Авив жестко объявил, что доступ представителей всех религий к Святым местам Иерусалима полностью гарантируется израильскими властями, что делает абсолютно ненужным придание городу какого бы то ни было особого международного статуса.
Напомним, что вопрос о статусе Иерусалима долгое время был камнем преткновения на пути нормализации отношений между Ватиканом и Израилем, начало которой положил «Основной договор» между двумя государствами от 30 декабря 1993 года. Однако и после этого представители Римской курии, в частности, глава внешнеполитического ведомства Святого престола Жан-Луи Торан, не раз заявляли, что оккупация Восточного Иерусалима, где сейчас проживают около 200 тысяч палестинцев, является противозаконной и требовали особого статуса и международных гарантий для Святого града. Существует и компромиссное предложение от 1995 года, которое предусматривает предоставление палестинцам суверенитета над поселениями вокруг Иерусалима и некоторыми арабскими кварталами города. Однако очевидно, что это предложение Тель-Авив собирался обсуждать лишь на самой последней стадии мирных переговоров. Теперь же подписание ватиканско-палестинских договоренностей создает опасный для Израиля международно-правовой прецедент, который может вызвать и другие дипломатические последствия.
Эта коллизия показывает, что нормализация отношений между Ватиканом и Израилем, считавшаяся одним из важнейших дипломатических достижений Иоанна Павла II, вновь вошла в противоречие со стремлением Святого престола восстановить свое влияние в Святой Земле, которое на протяжении многих лет обусловливало его проарабскую позицию. Очевидно и другое: Арафат пытается сейчас заручиться поддержкой Ватикана и высочайшим моральным авторитетом Папы Римского не только для решения вопроса об особом статусе Иерусалима, но и в целом для благоприятного исхода ближневосточного мирного процесса. Недаром накануне встречи с понтификом он побывал в Марокко, где посетовал королю Мохаммеду на то, что «мирный процесс пребывает в глухом тупике». Кстати, и сам его девятый по счету визит в Ватикан вовсе не был необходим для подписания совместных документов. Это палестинский лидер попросил Иоанна Павла II о встрече и тут же получил его согласие.
Примечательно, что после беседы с Арафатом Папа заявил о своем намерении в ходе предстоящей в марте поездки в Святую Землю посетить Иерихон, неформальную столицу Палестинской автономии. Кто знает, возможно, последние события создадут не совсем благоприятную атмосферу для папского визита в Израиль. Пока из паломничества Иоанна Павла II по Святым местам выпал лишь один этап — визит на родину Авраама, город Ур Халдейский, находящийся на территории современного Ирака. Этот вояж сначала был отложен, а на днях окончательно отменен. В этой связи на всеобщей аудиенции в Ватикане в минувшую среду понтифик подверг откровенной критике Багдад, не позволивший ему полностью осуществить свою давнюю мечту — пройти по стопам Авраама, Иисуса и Святых апостолов.
Ватикан


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru