Русская линия
Независимая газета18.04.2002 

За что десять лет назад расстреляли Баку
Ованесян Вардан

На территорию Армении в 1064 году ворвались полчища сельджукского султана Мухаммеда Ибн Дауда Алп-Арслана. В одном из городов его солдаты взяли в плен человека по имени Анания. На вопрос турок, чем он занимается, Анания ответил, что он астроном и занимается изучением звезд. Тогда солдаты спросили, какая польза от того, что он изучает. Анания ответил, что в результате своих исследований он определил, что Земля круглая, как шар. Солдаты начали смеяться, издеваться, а один из них спросил, как он узнал об этом. Ученый показал какие-то непонятные солдату линии и цифры, начертанные на песке. Турок засомневался, что с помощью этих линий и цифр можно определить форму Земли, и, пожелав похвастаться своими познаниями, спросил Ананию, мол, знает ли он, сколько крови в теле человека. Ученый признался, что это ему неизвестно. Тогда солдат с гордостью объявил, что в человеческом теле пять бурдюков крови. На вопрос Анании, откуда у него такие сведения, солдат ответил: «Мой повелитель приказал мне повесить вниз головой тело одного из неверных, отрубить ему голову и подождать, пока вся кровь соберется в бурдюке». Так он узнал, что в человеческом теле пять бурдюков крови.
Сегодня некоторые слои азербайджанского общества, подталкиваемые определенными заинтересованными кругами, клеймят Аяза Муталибова за то, что он в те роковые для этой страны дни (январь 1990 года) просил центральные власти ввести в Баку войска, понимая, к чему может привести кровавый шабаш разнузданных молодчиков, которые устроили погром армян в этом «интернациональном» городе. Муталибов как истинный патриот своего народа понимал, что это будет поводом для репрессий со стороны Центра. Так и случилось. Армянские погромы в столице Азербайджанской ССР стали поводом, но отнюдь не причиной ввода советских войск. А ответ на вопрос, за что расстреляли Баку, дал министр обороны Язов: «Войска в Баку спасли советскую власть». И зря думает господин Агамалиев, первый секретарь посольства АР в РФ, что «эта фраза ровным счетом ничего не проясняет». Как раз наоборот. Этим все сказано. Шел процесс развала империи, и в агонии своей, пытаясь оттянуть погибель, империя расстреливала все и всех, кто своими действиями содействовал этому процессу. И при чем тут армяне, тем более бакинские или карабахские, которые, к сожалению, не сделав соответствующих выводов из исторического опыта «совместной» жизни с тюрками-азербайджанцами, еще надеялись на свои «шоколадные» отношения с их руководством, думая, что они усмирят погромщиков.
У азербайджанцев бытует мнение, что армяне появились на территории Нагорного Карабаха (Арцах) только в XIX веке в результате переселения их из Персии под патронажем Российской империи. Да, это факт, что много армян переселилось на территорию Восточной Армении именно после Туркманчайского договора 1828 года, когда эти земли были присоединены к России. Отмечая этот факт, азербайджанцы почему-то забывают, что эти возвращенцы являются прямыми потомками тех армян, которые были выселены со своих земель еще в XVI веке в результате войны между Турцией и Ираном. Именно на этой земле впоследствии поселились потомки туркменских племен (термин «азербайджанец» тогда еще не был придуман) ак-коюнлу (белый баран) и кара-коюнлу (черный баран). Вот почему в XIX веке армяне, переселяясь из Ирана, де-факто возвращались на свою историческую Родину.
Каждый раз, когда начинается разговор о событиях в Арцахе (Нагорном Карабахе), наши азербайджанские оппоненты с большой ревностью подчеркивают тот факт, что карабахские армяне не рискнули бы выступать против азербайджанских турок, если бы не почувствовали за собой поддержки России. Думается, что можно попробовать раз и навсегда закрыть этот вопрос, подчеркнув, что руководители национально-освободительного движения армян начиная с XVIII и особенно с конца XIX века, после русско-турецкой войны 1877−1878 годов и Берлинского конгресса 1878 года, когда армянский вопрос стал предметом дипломатических отношений и международного права, однозначно связывали судьбу армянского народа с Россией, несмотря на переменчивость политики русских, считая, что только северное христианское государство может защищать армян от беспрецедентной политики геноцида, которую проводили тюрки по отношению к населению Армении.
С 1988 по 1993 год, работая в Йемене в качестве переводчика арабского языка, автор этих строк общался со своими коллегами азербайджанцами, с которыми часто обсуждались события тех дней. Помнятся слова одного из них — Султана, который, получив письмо из Баку, рассказывал, как его отец жалуется, что после изгнания армян из города он не может отремонтировать телевизор, так как мастеров уже нет.
И тогда мне, историку, вспомнились свидетельства очевидцев погромов в Баку в 1918 году, которые писали о трудностях в нефтяной промышленности, так как специалисты и рабочие на промыслах, в основном армяне и русские, были вырезаны или изгнаны из Баку. Картина будет неполной без упоминания аналогичных действий мусаватистов в Шуше, Гандзаке (Гянджа) и народофронтовцев в Сумгаите и Кировабаде (тот же Гандзак) в конце ХХ века. На этом фоне, мягко говоря, кажется некорректным вспоминать о бахчевых культурах и фруктах на российских столах, а также о нефти, отданной на общую Победу в Великой Отечественной войне (можно подумать, что могли бы не отдать).
Несколько слов о религии. Армяне приняли христианство в 301 году, и оно стало официальной религией армянского государства еще до того, как византийский царь Константин издал знаменитый Миланский вердикт. Халкедонский Собор имел место в 451 году в пригороде Константинополя в Халкедоне. Это был очередной, четвертый Собор, где продолжались дебаты по устройству христианского мировоззрения, и здесь потерпела поражение идеология так называемого восточного христианства (армяне, ассирийцы, египтяне не отреклись от монофизитского толка христианства). Победило западное христианство (Константинополь и Рим), которое объявило недействительным решение Эфесского Собора (449 г.), где взяли верх как раз монофизиты. Как считают специалисты, раскол в христианстве на Халкедонском Соборе стал причиной ослабления христиан на Востоке и создал условия для возникновения ислама.
Армяне не участвовали в Соборе по причине отказа со стороны Византии оказать им помощь в борьбе с персами. Армянская Апостольская Церковь не признала решения Халкедонского Собора и осталась монофизитской.
Что касается того, «что именно монофизитство, обособившее армян от прочих Церквей, способствовало возникновению и развитию в них чувства покинутости, изгойства, той самой „многострадальности“, когда армянский этнос противопоставил себя чуть ли не всему миру», то надо полагать, что такое мнение — результат невежества и искажения исторических фактов. Этносу, которому пришлось с первых дней своего возникновения воевать за свое самосохранение пришлось обособиться, чтобы выжить.
Возвращаясь к риторическому вопросу, «за что расстреляли Баку 20 января 1990 года», можно ответить: Баку расстреляли за то, что, как уже отмечалось выше, шел исторический процесс развала советской империи и в течение этого процесса были расстреляны и Вильнюс, и Тбилиси, и Душанбе, и Баку тоже.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru