Русская линия
Московский комсомолец А. Колпаков18.04.2002 

Мусульмане России обрели голос

Со времен афганской войны и до сегодняшней чеченской при слове «мусульманин» воображению миллионов россиян представляется нечто бородатое, с автоматом Калашникова в руках, кричащее «Аллах акбар!». Действительно, у страха глаза велики, и вот уже пять процентов современных жителей России, по опросу ВЦИОМ, самой большой опасностью для себя и своих детей считают ислам. Не так называемую исламскую угрозу, а именно ислам. И это несмотря на то, что в России проживают более 20 млн. мусульман, чьи предки наравне с финно-угорскими и сибирскими народами обосновались здесь задолго до прихода славян. Впрочем, и у мусульман тоже могут возникать свои страхи, заставляющие их консолидироваться, особенно если вспомнить, что среди 12 репрессированных Сталиным народов 11 исповедовали ислам.
Жить в состоянии скрытой конфронтации нельзя, более того — опасно. Да и сама цифра — 20 млн. — слишком уж солидна, чтобы ею манкировать. События в Таджикистане, где стоят российские войска, в Дагестане и Чечне — наглядный пример того, что с исламским миром нужно договариваться. Одна из центральных фигур в таком диалоге — председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин. В то же время в Государственной Думе мусульман России представляет лидер движения «Рефах», руководитель Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов.
— Абдул-Вахед Валидович, сколько человек у «Рефаха» сегодня в Думе?
— 12 депутатов. Это те, кто выдвигался от нас на выборах, и те, кто присоединился к нам уже в Госдуме. То есть больше, чем у НДР, и примерно столько же, сколько у ЛДПР и «Яблока».
— Чем живо ваше движение, каковы его цели?
— Наша главная цель состоит в том, чтобы голос мусульман был услышан в Государственной Думе. До последнего времени проблемы мусульман рассматривались по большей части лишь в связи с событиями на Северном Кавказе. Мы же хотим предложить власти взглянуть на ситуацию шире. «Сильные мусульмане в сильной России» — вот лозунг нашего движения.
— А как точно переводится «Рефах»?
— «Рефах» переводится как «Благоденствие», причем это слово имеет не одно, а ряд значений: это и благополучие, и состояние религиозного просветления, и признание…
— Боюсь, вам не просто было найти себе союзников.
— Перед началом избирательной кампании мусульманские лидеры решили не идти отдельным списком, а объединиться с какой-либо крупной политической структурой. Но почти все структуры такого рода оказались для мусульман в роли союзников неприемлемы. Так, в КПРФ и «Яблоке» рефаховцев не устраивала индифферентная к религии (особенно к исламу) идеология. В ЛДПР — крайний шовинизм и национализм, а движение ОВР искало общий язык лишь с руководителями нац. республик, не интересуясь проблемами рядовых мусульман. И только лидеры «Медведя» проявили готовность идти на открытый диалог с мусульманами.
— В период войны с чеченскими боевиками, прикрывающимися исламскими лозунгами, это смелый шаг…
— Недоброжелатели прочили «Единству» серьезные проблемы из-за участия мусульманской организации в блоке. Но вышло иначе — «Единство» победило.
— В Думе мусульмане занимают какую-то особую, «свою» позицию?
— В Государственной Думе мы занимаем позицию, на которой стоит движение «Единство», и работаем вместе со своими коллегами, как того и требует фракционная дисциплина. В то же время мы стремимся отражать и особые, специфические интересы наших избирателей. Также мы намерены уделять внимание вопросам защиты нравственных и духовных устоев. В этом плане нам близка позиция Владимира Путина, сказавшего, что любая политическая программа должна начинаться с восстановления моральных ценностей.
— А на чем основана ваша программа?
— «Рефах» выступает за нерасторжимость российских территорий. И это понятно, ведь мусульмане в массе своей консервативны и являются государственниками. Мы намерены добиваться уважения к исламу. Ведь не секрет, что сегодня отечественные СМИ настойчиво муссируют в качестве «страшилки» так называемую исламскую угрозу.
— «Рефах» планирует быть исключительно «мусульманским»?
— Сегодня в рядах нашего движения национальные лидеры Тывы, Бурятии, Алтая, Хакасии, Удмуртии, Чувашии, Саха (Якутии). Мы готовим законопроекты, обеспечивающие защиту прав коренных (малочисленных) народов Севера, активно взаимодействуем с буддистской общиной России. Духовный лидер буддистов, Хамба-Лама Аюшеев входит в Совет духовных наставников ОПОД «Рефах» наравне с духовными лидерами мусульман.
— И все же мусульман в Думе немного, и у них нет опыта политической борьбы…
— Наше движение появилось в Думе впервые, и от того, удастся ли нам достичь своих целей, зависит наша политическая судьба. И все же, несмотря на молодость, у «Рефаха» уже есть свои маленькие успехи: в субботу, 4 марта, в Колонном зале Дома Союзов пройдет первый форум нашего движения, куда съедутся рефаховцы со всей страны…


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru