Русская линия
Международная еврейская газета18.04.2002 

Евреи за Иисуса — кто против кого?
Ашкинази Леонид

Несколько лет назад приверженцев секты «Евреи за Иисуса"можно было часто встретить в Москве: они появлялись в метро, у различных еврейских учреждений, на еврейских праздниках. Раздавали прохожим, разносили по домам и рассылали по почте свои листовки. Многим памятны агитконцерты, которые они организовывали в различных дворцах спорта. Потом они стали несколько менее заметны. И вот снова появились. Во время празднования Хануки в цирке на Цветном бульваре улыбающиеся молодые люди в куртках с надписью «Евреи за Иисуса"раздавали идущим на праздник свои листовки. Снова они замелькали в метро, вызывая естественное недоумение и раздражение прохожих…
Христианство и иудаизм сегодня — очень далекие учения. Что вовсе не исключает плодотворного сотрудничества между их представителями, ибо в области практической морали между ними есть много общего. Гуманная, миротворческая деятельность, дети, старики, запрещение особо мерзких (а лучше бы — всех) видов оружия, охрана природы — мало ли! Разумеется, не нужно приплетать к этому теологические споры — они совершенно не нужны для доставки гуманитарной помощи, для того, чтобы выносить судна в больнице или вывозить больных детей на природу…
Известны случаи обращения евреев к христианству. Заметим, что обычно не иудей становится христианином, а еврей перестает быть самим собой, то есть перестает быть соблюдающим, членом общины и т. д. А уж потом, испытывая потребность в вере, он обращается к христианству, которое во многих отношениях (для уже отпавшего от веры предков) соблазнительнее: оно официознее (в России), оно массово и зрелищно (красоту субботы в семье оценить труднее и притом ее надо создать самому, а в церковь просто прийти), оно сулит некоторую безопасность.
Самая агрессивная часть христианских сектантских миссионеров — так называемые «Евреи за Иисуса». В московском метро появляются функционеры этой организации: молодые люди с несколько отстраненным выражением лица героически демонстрируют название своей организации на майках. Народ идет, как правило, мимо. Христиане брезгуют, евреи стесняются, и у всех — особенно в метро — хватает своих дел. Обидно, конечно, что эти загадочные люди увеличивают уровень антисемитизма в обществе — просто раздражая людей своим видом и надписью. Средний россиянин, увидев их, вполне может с брезгливостью подумать: «Ну вот, опять евреи чего-то хотят…»
Кто такие «Евреи за Иисуса»?
«Эту организацию основал американский баптистский священник Моше Розен в 1960 году. Он разработал программу, в которой пытался встроить христианство в иудаистский каркас. Такой подход рассчитан, главным образом, на тех, кто только обращается к религиозному опыту и мало знаком или совсем не знаком с иудаизмом. Мессианская церковь признает символику иудаизма — менору, шестиконечную звезду, сторонники этого движения справляют субботу и еврейские праздники, мужчины носят кипу. Молитвы мессианских евреев — тексты из Ветхого завета. Одновременно мессианская церковь считает Иисуса Христа Мессией, признает Ветхий и Новый завет, признает божественную троицу…"(М.Этингоф).
В газетах уже писали о недобросовестных методах, которыми действуют «Евреи за Иисуса», дискредитируя и евреев, и Иисуса. Не будем повторяться, тем более всегда можно ответить, что это отдельные ошибки и недоработки. Но письменные материалы принято считать более авторитетными. А они так же недобросовестны. Например, листовка озаглавлена «Общество по распространению еврейского священного писания», но рассылает это общество Евангелие. Разумеется, рассылается «в подарок», и произносятся красивые слова «мир находится в глубоком долгу перед евреями», но суть дела от этого не меняется. Утверждается, что «Рождество — также и еврейский праздник"и так далее — все обычное вранье…
Что могут ответить евреи христианским миссионерам? Обсуждать вопросы веры, был ли Иисус мессией или нет и так далее, бесполезно. Если люди не читают своих же собственных священных книг, а предпочитают «верить"(а их начальники, надо полагать, читают, но не очень распространяются о том, что вычитали), то разговоры бесполезны. Слабые люди, которым для успокоения своей совести надо утащить в свою слабость еще кого-то? Простите, но это же мерзость.
«Из-за постоянного давления каждый день, прожитый евреем в преданности Богу и своему народу, был подвигом. Каждый день на протяжении веков принимать вызов и не сдаваться — это величайший акт мужества, уникальный в истории человечества"(П.Полонский). Мне кажется, что это и есть ответ народа и одновременно действительно еврейское решение проблемы, причем доступное каждому из нас.
Когда социологи в своих опросах спрашивают, «что вы считаете важным для того, чтобы человека можно было считать евреем», они предлагают обычно целый список вариантов ответов. В этом списке преобладают фразы, начинающиеся со слов «ощущать», «знать», «чувствовать», «испытывать», «восприниматься» и т. п. Текст анкеты сам по себе свидетельствует о деиудаизации спрашивающих — они спрашивают о мыслях и чувствах и почти не спрашивают о действиях. Но еще сильнее свидетельствуют об этом результаты исследований — респонденты считают наиболее важными все эти ощущения, знания и чувствования. Действия они ставят на места, более близкие к концу списка, чем к началу.
Некоторые исследователи утверждают, что современный, как они его называют «секулярный иудаизм», в основном состоит из мнений, вер, чувств, восприятий и т. п. Если так — то это, может быть, конец иудаизма. Потому что иудаизм — это прежде всего действие. Для которого, конечно, нужна вера, но лишь как подпорка, базис, мотив для действия. И если нашему народу суждено сохраниться как народу, а не как «знанию», «ощущению"и «восприятию"историков, то путь этого сохранения — действия. Все великие мудрецы не ограничивались ощущениями и мнениями, они учили учеников и писали книги, то есть действовали. Не говоря уж о рабби Акиве, Мордехае Анилевиче, Эли Визеле…
Глупо считать, что все христиане таковы, как «Евреи за Иисуса». Например, некоторые христианские организации не пытаются крестить евреев, а помогают им репатриироваться в Израиль. Я хочу поделиться с вами одним личным воспоминанием. Это было осенью 1989 года, когда евреи России только-только получили возможность собираться легально. На одно такое мероприятие пришел гость, христианин из Голландии, и рассказал, что они устраивают демонстрации перед советским посольством с требованиями свободы выезда. «Мы проводим демонстрации ежедневно" — сказал он, поднял руки на уровень груди, сделал паузу и в холодном и полутемном зале произнес — «мы молимся за вас».
Если там, где мы будем держать ответ за себя и свидетельствовать за других, меня спросят, могу ли я лично сказать что-либо в пользу христиан, я предъявлю Суду эти слова.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru