Русская линия
Сегодня Дмитрий Ольшанский17.04.2002 

Группа Алиса выпустила новый альбом Солнцеворот

«Осип Мандельштам — мой соратник по цеху», — сообщил Константин Кинчев на пресс-конференции, посвященной выходу нового альбома. Лидер «Алисы» давно уже известен своей неискоренимой тягой к стихосложению — похоже, что он всерьез считает себя поэтом.
«Солнцеворот» — как раз то, что со скидкой на неизбежный гитарный скрежет можно счесть «религиозной поэзией». Многие известные разбойники и ухари XIX столетия — Толстой-Американец, Языков — на старости лет становились набожными христианами, замаливали былые «геройства». Кинчев явно из их числа — шокировавший священников непотребными нарядами в конце 80-х, десять лет спустя он поет песню со строгим названием «Православные». Причины перерождения солиста «Алисы» широкой общественности неизвестны, каким образом Мэрилин Мэнсон отечественной рок-музыки сделался седым ревнителем духовности, совершенно неясно. Теперь в многочисленных интервью г-н Кинчев наставительно рассказывает журналистам о своих детях, поющих в церковном хоре, о том, что кроме гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями» он больше не читает никакой «светской» литературы. На сайте «Алисы» красуются ссылки на деятельность известного борца с «врагами» православия (то есть представителями всех прочих религий) диакона Андрея Кураева.
Примечательно, что перемены, которые стряслись с Кинчевым, никоим образом не коснулись его мрачного ансамбля и той исступленно-брутальной атмосферы (смесь живодерни и старинного дурдома), что господствует на концертах «Алисы». Эта группа могла бы превосходно озвучить темные стороны бытования любой религии, будь то костры инквизиции, самобичевание или «гуманные» наказания шариатского суда. Нисколько не изменился в связи с обретенной верой и всегдашний звук «Алисы» — на «Солнцевороте» можно услышать все тот же патологически серьезный, донельзя архаичный тяжелый рок. Новейшие православные упражнения Кинчева в изобилии рассыпаны по текстам альбома, однако из-за своеобразной рок-н-ролльной патетики, присущей «Алисе», эта религиозность выглядит диковато и вряд ли будет оценена «соратниками» Кинчева по конфессиональному «цеху».
"Оставь мой подъемник в покое", — бормочет свою самодельную молитву полоумный бомж из недавнего голливудского хита «Взрыв из Прошлого». Ему невдомек, что от его усердия герои разбегаются в разные стороны. Так и Кинчев честно пытается вставить свое «господи, помилуй» в один ряд с богоугодными произведениями Михалкова и Глазунова — только вот рок-музыкантов православная церковь не любит и вряд ли когда-нибудь воспылает к ним страстью. Единственный удачный эксперимент по взращиванию монстра «православие-самодержавие-народность-секс-наркотики-рок-н-ролл» был проведен в начале 90-х Гребенщиковым. Его «Русский Альбом» — по-хорошему безумная, с изрядным чувством юмора придуманная пластинка. Новый альбом Кинчева на ту же тему — всего лишь провалившаяся попытка неофита проорать сиплым угрожающим голосом о непреходящих духовных ценностях.
В контексте же дискографии самой «Алисы» вышедший «Солнцеворот» ничем не примечателен — старая добрая графомания. В 1986 году на раннем и самом лучшем альбоме «Энергия» у Кинчева был уникальный шанс стать русским Боуи, мимом, шансонье и собирателем театральной всячины. К сожалению, не вышло. Под восторженный рык фанатов «Армии Алисы», адский шум и гам причудливых инструментов, под неизбежный звон колоколов Константин Кинчев уверовал.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика