Завтра | Виктор Тростников | 17.04.2002 |
Православные люди, не слишком искушенные в богословии, часто спрашивают тех, кого считают лучше в нем разбирающимися, как нужно относиться к католической Церкви. Что она какая-то «не такая» — им ясно, но насколько далеко она отошла от правильной веры — этого они точно не знают. Из истории известно, что в XIII веке наши предки смотрели на латинство, как на поганую веру, и св. Александр Невский готов был идти на любой союз с Ордой, лишь бы предотвратить ее проникновение на Русь, а в XIX веке некоторые видные экклезиологи, например, Болотов, даже считали католицизм ересью, и знаменитый христианский философ Владимир Соловьев носился с идеей «вселенского синтеза» — объединения Русского Царя с Римским Папой с целью духовного просвещения всего человечества. Но то было когда-то, а как обстоит дело сегодня?
Наше официальное богословие высказывается на эту тему уклончиво — отчасти из политической осторожности, отчасти из-за того, что не успевает уследить за быстро меняющимся мировоззрением Запада. Поэтому до 12 марта сего года вопрос о том, что же такое католическая Церковь, оставался открытым. Но теперь на него неожиданно дан совершенно четкий ответ, и никакой неопределенности тут больше не существует. Излишне говорить, какое громадное это имеет значение не только для верующих, но и для всех, кто хочет иметь адекватное представление о раскладе мировых сил на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова.
В католическое Прощеное Воскресенье, которое в этом году совпало с нашим, Римский Папа совершил неслыханную прежде церемонию: от имени всей своей Церкви принес публичное покаяние и попросил прощения у всех, кого она обидела за все две тысячи лет своего существования. Понятно, что перечисление всех нанесенных ею обид заняло бы слишком много времени, поэтому Понтифик огласил лишь самые тяжкие. Среди них он упомянул антисемитизм.
Для человека, который имеет хотя бы самое общее понятие о христианстве, это должно показаться удивительным, ибо он много раз слышал, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол 3, II). Может быть, Папа имел в виду бытовой антисемитизм отдельных членов Церкви, проявлявшийся вне храма? Но тогда он должен был бы каяться вообще во всех человеческих грехах, от которых уберечь прихожан не может никакой пастырь — в чревоугодии, воровстве, тщеславии и т. д. Но он этого не делал, поскольку каялся от имени Церкви. Это значит, что он просил прощения только у тех, кого обидела именно официальная Церковь, а не миряне, полную ответственность за поведение которых Церковь нести не может. Но разве христианская Церковь нападала когда-нибудь на евреев?
Да, однажды такое было. Против «жидов» были написаны некоторые творения святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке. В них он разоблачал современных ему византийских иудеев, которые вели гнусную подрывную работу против христианства. Он восклицал: «Кто не может смело сказать, что синагога есть жилище демонов?» До него ни один отец Церкви не выступил так резко против иудаизма, приравняв его к религии дьявола, а те, кто делали это в более поздние времена, неизменно цитировали святителя Иоанна, поэтому, хотя Папа не назвал его имени, абсолютно очевидно, кого он имел в виду, когда каялся в церковном антисемитизме. Больше иметь в виду было некого.
Но великий константинопольский архипастырь клеймил евреев не как народ, а клеймил тех конкретных евреев, которые жили в его конкретное время и своими конкретными темными делами наносили огромный вред христианству, которое он был обязан ограждать по самому своему сану. Совершенно чуждый этнической теме, он выступал против врагов Христовых. И вот по поводу этих выступлений глава католической Церкви выражает сегодня сожаление, а значит — отрекается от них. Он раскаивается, что Церковь допустила такие выступления, а раскаяние, по учению святых отцов, принятому и католиками, есть решимость не повторять более того, в чем каешься. Следовательно, примас католической Церкви дал 12 марта торжественное обещание, что эта Церковь никогда больше не возвысит голоса против врагов Христовых, если они окажутся этническими евреями. Поскольку все, что говорит Папа Римский «с кафедры», считается догматом, им можно считать и эту позицию, ибо он каялся именно «с кафедры». Но отказ от борьбы с врагами Христа хотя бы в одном случае есть отказ от Самого Христа, и он введен теперь в состав догматики католицизма! Что же это означает? Конечно же, что после 12 марта католическая Церковь не может считаться христианской Церковью. Слава Богу, в этот вопрос внесена наконец ясность — ведь до сих пор мы все как-то сомневались, надо ли смотреть на наших западных братьев, как на отпавших от Господа. Теперь все сомнения рассеялись, так как более авторитетного источника, чем тот, из которого поступила информация об отпадении, нельзя вообразить: он ведь непогрешим!
Как известно, «никто не может служить двум господам» (Мф 6, 24). Перестав твердо стоять на стороне Христа, католическая Церковь естественным образом переходит на сторону Его врага, готовящего приход антихриста. Жупел «антисемитизма» — одна из главных страшилок «нового мирового порядка», и ее целью является вовсе не защита евреев, на судьбу которых этому порядку наплевать, а искоренение национального чувства у других народов земли. Каждому, кто проявляет в наше время патриотизм, предъявляется грозное обвинение: «А почему ты любишь своих соплеменников, а не любишь в той же степени живущих рядом с тобой евреев?» Уничтожение же чувства любви к своей родине и своему народу нужно для того, чтобы смешать все созданные Богом нации в однородное мировое стадо «экономических животных», которое легко будет подчинить себе грядущему «человеку беззакония, сыну погибели» (2 Фес 2, 7). Страшно сознавать, что в эту подготовку включается и католическая Церковь, но лучше знать горькую правду, чем тешиться приятной ложью.