Русская линия
Независимая газета М. Шевченко17.04.2002 

Мусульмане Азербайджана ищут пути консолидации
В Баку прошла конференция с участием представителей России

Cпособны ли мусульмане Азербайджана создать движение, которое со временем превратится во влиятельную силу? Сумеют ли они направить свою республику на путь таких экономических и общественных преобразований, результаты которых позволят самому влиятельному государству Закавказья называть себя «исламским государством»?
До недавнего времени ответы на эти вопросы могли быть только отрицательными. Исламская тема в Азербайджане ассоциировалась разве только с духовным главой шиитов этого бывшего советского региона Алла-шукюр Пашой-заде, который всегда и во всем стоял на позициях полной поддержки действий любой власти, при которой ему доводилось бы жить. Главной задачей, поставленной перед Пашой-заде советскими идеологическими структурами в 80-е годы и перенятой по наследству подобными им органами независимого Азербайджана, было противостояние «тлетворному» влиянию революционной идеологии соседнего Ирана. До сих пор «лидер» азербайджанских мусульман с этим весьма успешно справлялся. Авторитет его в республике весьма велик. Показательно, что хотя в азербайджанской прессе можно встретить довольно резкие выпады в адрес Гейдара Алиева (что не согласуется с бытующим в России представлением об отсутствии в Азербайджане «свободы слова»), но никаких внятных критических слов в адрес Паши-заде до сих пор не звучало.
Не прозвучали они и на прошедшей в Баку во время курбан-байрама конференции Объединения возрождения ислама «Интибах», в работе которой принимали участие видные российские и азербайджанские мусульманские политики, экономисты и деятели культуры.
Этнические азербайджанцы — председатель Гильдии деловых мусульман России Адалят Джабиев и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль развернули перед представителями бакинской исламской интеллигенции перспективу развития отношений между Россией и Азербайджаном в свете неизбежного, с их точки зрения, возрождения местного ислама. Азербайджан, по мнению гостей из России, должен занять подобающее ему лидирующее место на политической карте региона, что невозможно без установления прочных союзнических отношений с Россией и Ираном.
Гарантом добрососедских отношений с северным соседом могут являться почти два миллиона азербайджанцев, живущих и работающих в российских городах. Рост их религиозного самосознания неизбежно должен, по мнению выступавших, привести к росту ответственности за общую судьбу наших государств.
Политолог Шамиль Султанов подчеркнул, что без возникновения национальных интеллектуальных элит, стоящих на религиозных позициях, все экономические и политические реформы в государствах бывшего СССР могут потерпеть крах.
Азербайджанские участники конференции, среди которых были такие известные лидеры демократического движения, как Лейла Юнусова, подчеркнули опасность влияния религиозного экстремизма и необходимость возрождения ислама, как культурной основы азербайджанского народа. В качестве отрицательного примера они приводили опыт иранских исламских преобразований.
Влияние соседнего Ирана ощущается в республике все сильнее. Конечно, говорить о каком-то сознательном «экспорте революции» нельзя — все происходит само собой, в русле расширения экономических, культурных и религиозных контактов между соседними странами.
Для нынешней бакинской власти, ориентирующейся в основном на Турцию, ситуация осложняется еще и тем, что этнические азербайджанцы составляют значительную часть населения революционного шиитского государства и всегда принимали самое активное участие в его политической жизни. И коммунистическая партия Ирана «Туде», и левацкие шиитские группировки «Муджахеддин хальк» и «Федаин хальк», и движение самого имама Хомейни во многом опирались на поддержку азербайджанцев. Один из самых активных оппозиционных лидеров Азербайджана Махир Джавадов сегодня также проживает на территории Ирана.
Говорят, что и нынешний лидер Ирана аятолла Хаменеи имеет азербайджанское происхождение.
Протурецкая позиция Баку, неоднократно заявлявшего о своем желании расширить политические и военные контакты с НАТО, членом которой является Турция, вызывает резонное опасение Ирана и России. И «исламская карта» играет в этом геополитическом пасьянсе не последнюю роль.
Парадоксально, но российскому государству, которое не так давно разгромило исламскую политическую оппозицию на Северном Кавказе, выгодно возникновение в Азербайджане политического шиитского движения.
Иран является очевидным стратегическим союзником России. Усиление его шиитского влияния в Закавказье никак не отзовется на российских мусульманах, подавляющую часть которых составляют сунниты, с опасением относящиеся к шиизму. Укрепление же в регионе позиций Турции, в которой преобладает суннизм, неизбежно приведет к осложнению ситуации на Северном Кавказе.
Правящая в созданном Кемалем Ататюрком государстве военная каста, воспитанная в Вест-Пойнте и лучших натовских военных училищах, с презрением относится к исламу. Турецкие офицеры порой любят открыто демонстрировать пренебрежение традициями «отсталой религии Востока» — обильно есть в рамадан, пить спиртное. Исламские политические движения в самой Турции подавляются армией быстро и беспощадно.
Но для расширения своего влияния на международной арене Турция никогда не отказывалась от поддержки суннитских организаций, в том числе и экстремистского толка в других странах. Ведь на смену радикалам, губящим свои жизни в партизанской войне, всегда приходят «умеренные», ищущие поддержки своих «национально-освободительных» устремлений (с легким исламским оттенком) у западного «общества прав человека». По натовской линии Турция является его ассоциативным членом, «представляющим» Североатлантический альянс в исламском мире. Итогом многих национально-освободительных движений под исламскими суннитскими лозунгами является ориентация на Турцию.
Именно этим во многом объясняется позиция Ирана, вот уже вторую чеченскую войну не вступающегося за северокавказских моджахедов.
Именно поэтому интересы России в Азербайджане так неожиданно для российской либерально-демократической общественности и так тревожно для ее западных партнеров совпадают с интересами тегеранского режима.
Баку-Москва


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика