Независимая газета | Андрей Рискин | 17.04.2002 |
В «Дипкурьере» N 3 («НГ» за 17.02.2000) бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США Юрий Дубинин рассказал, как в 1987 г. Бланшетт Рокфеллер передала в дар нашей стране, а конкретно Новгородскому музею, уникальную икону — одну из «Софийских таблеток».
Решив проверить нынешнее житие «Богоматери» и «Троицы» и придя для этого в здание Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, корреспондент «НГ» выяснил, что в истории, рассказанной Юрием Владимировичем, нет начала.
Оказывается, вдова Джона Д. Рокфеллера III, посетившая Новгород в 1987 г., видимо, чтобы оценить музей и его коллекцию, обратила внимание на стенд с «Софийскими таблетками» и заявила, что у нее есть такая же. Тогда сотрудница музея Елена Игнашина показала гостье книгу Виктора Лазарева об этих иконах, в одной из репродукций американка признала имеющийся у нее дома экземпляр. Но когда ее спросили о внешнем виде иконы, она ответила, что Богоматерь написана на деревянной доске толщиной 1,5 см. Это несколько смутило сотрудников музея.
Дело в том, что «таблетки» — иконы уникальные. Они писались не на дереве, а на ткани, пропитанной олифой, на которую потом с двух сторон наносили левкас, то есть смесь перетертого мела и рыбьего жира. В результате получалась тонкая, словно из слоновой кости, пластинка, изображение на которую наносилось с двух сторон. Кстати, как их крепили, никто до сих пор точно не знает, так как икону ликом вниз класть нельзя.
Бланшетт, однако, стояла на своем. И тогда ей сказали, что у нее имеется, очевидно, только половинка иконы. Высокая гостья тут же сказала, что не может дарить половинку иконы и обязательно найдет вторую ее часть. И слово свое сдержала. Между прочим, недостающая «деталь» нашлась очень быстро. Когда директору НГОМЗ Николаю Гриневу через 10 лет после возвращения иконы на «историческую родину» довелось побывать в Рокфеллеровском центре в Штатах, на вопрос о том, как же удалось найти вторую часть иконы, руководитель фонда ответил кратко: «Деньги могут все, особенно очень большие деньги.»
По словам Николая Николаевича, «Софийские таблетки» XV- XVI вв. — подлинный шедевр иконописи. Хотя в монастырских описях они упоминаются довольно часто (причем называются «полотенцами»), до нас дошли немногие. Те, что принадлежат к более позднему периоду, то есть к XVII—XVIII вв., с «Софийскими святцами», как еще называют эти иконы, сравниваться не могут. Новгородскому музею их как-то предлагали приобрести, но пришлось отказаться — не тот уровень живописи. Совершенней же «Софийских таблеток», полагает Николай Гринев, нет ничего. Это лучшее, что создала русская иконопись.
Икона радует глаз посетителей Новгородского музея. Рядом с ней, как и положено, табличка с именем американской гражданки Бланшетт Рокфеллер, которая сохранила для нашей страны этот шедевр.
Великий Новгород