Русская линия
Москва, журнал17.04.2002 

Без церкви нет спасения
Отец Александр Бутрин, настоятель храмаКазанской иконы Божией МатеривпоселкеЧкаловский Щелковского района Подмосковья, отвечает на вопросы Марины Кравцовой

Отец Александр:
— Самые наилучшие пожелания добра и любви, спасения души всем читателям этого журнала. В самом начале нашей беседы хотелось бы сделать некоторые пояснения.
Я немного удивлен, что стал объектом вашего внимания. Единственным удовлетворяющим объяснением этого факта может служить то, что вы решили взять интервью у самого рядового служителя Русской Православной Церкви. Я вам, Марина, очень благодарен и с радостью отвечу на ваши вопросы, надеясь, что ответы на них послужат к пользе человеческих душ.
— Отец Александр, в связи со сказанным — первый вопрос как к рядовому священнику: каков ваш опыт пребывания в Православной Церкви?
— В православный храм я пришел сознательно в юношеском возрасте (это конец семидесятых), то есть давно, но иерей еще очень молодой. Догматическое учение матери-Церкви я изучал в самой лучшей школе — в православном храме, пройдя клиросное и алтарное послушание, будучи прихожанином одного из подмосковных храмов. Конечно, осваивал богослужебную и богословскую литературу, но самым драгоценным учением считаю то, которое преподал мне Господь через служителей своей Церкви, имена которых я бережно храню в сердце.
— Спасибо, батюшка. Но перейдем непосредственно к теме нашей встречи. Как вам, настоятелю одного из православных храмов, видится нынешняя ситуация с воцерковленностью наших соотечественников? Статистика утверждает, что не более 10% людей являются воцерковленными. Но и чистых атеистов не так уж много. Остальные говорят: «У меня Бог в душе», «Есть что-то такое"… Как вы относитесь к такой оценке статистиков?
— Думаю, что они не очень сильно ошибаются. В самом деле, «чистых» атеистов очень мало, если таковые вообще существуют. Я не встречал людей, которые совсем ни во что не верят; если можно так выразиться, человек — существо верующее. Самый главный вопрос — это во что верит человек. От лица своих угодников, людей святой жизни, Господь наш Иисус Христос говорит всем нам, что «без Церкви нет спасения». Православная христианская Церковь — это не выдуманное людьми некое духовное учреждение, Православную Церковь создал Сам Господь-Вседержитель. Вчера, сегодня и всегда актуальны слова, сказанные православным русским народом: «Кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец». И те люди, которые говорят, что они крещены в Православии, что они верят во Иисуса Христа, как в Бога, а в Церкви Его жить не желают, — эти люди лукавят. Если обратиться к Евангелию, узнать историю христианской Церкви, то станет понятным, что такое Православная Церковь и для чего Господь создал ее.
Никакой человеческий институт, основанный людьми, никогда не существовал столько времени — 2000 лет. Церковь нам дана Самим Господом, ее не одолевают врата ада, и стоять она будет столько времени, сколько пройдет до второго пришествия Спасителя.
Почему люди не приходят в Церковь? Мне кажется, большинство из них в силу человеческой природы, довольно ленивой, заботящейся в основном о моральном и физическом благополучии, не дают себе труда помышлять о духовном, о вечной жизни души. И наверное, современное отношение к Церкви человека среднестатистического — это отражение общего духовного состояния человечества, и русских людей в частности. Потому что для спасения своей души нужно трудиться, а труд духовный кажется таким людям (по внушению нечистого духа) самым болезненным. Я хорошо помню свой путь воцерковления, когда мои верующие близкие, сродники, говорили мне о необходимости веры, о необходимости жизни в Церкви; я отвергал это, потому что было внутреннее такое понимание: «Церковь — это надо в храме стоять, молиться, заповеди какие-то исполнять». И кто-то слышал, конечно, что Закон Господень благ и иго Божие легко, но думал, что это просто такие красивые общие выражения. Но на самом деле все сказанное в Евангелии есть непреклонная истина. Просто необходимо, особенно на начальном этапе воцерковления, преодолеть такие бесовские искушения, наветы лукавого, который нам нашептывает мысли о тяжести божьих Заповедей, и войти в полноводную реку церковной жизни. Когда преодолеешь первые искушения, почувствуешь истинность всего, что говорит нам Евангелие о Церкви и о вере.
Как правило, обращенность человека к Православной Церкви происходит через некое очень важное событие в его жизни. Только Всемогущий, Премудрый и Всевидящий Господь знает зачастую скрытые от окружающих важнейшие сферы жизни человека. Человек, пытаясь разобраться в этих сферах, пытаясь сопротивляться греху и злу, которые входят в его жизнь через нестроения в этих важных для самого человеческого существа областях, однажды понимает, что без Творца он не может с этим справиться. На мой взгляд, это и есть основной мотив, приводящий человека к Богу. А именно таким шагом и является приход человека в Церковь Христову. Так произошло и со мной. Одним из открытий в жизни человека является осознание своей немощности, и за этим следует поиск Того, Кто сотворил человека. И откровенно ищущий Бога находит Его в православном храме. Поэтому справедливо будет сказать, что именно Сам Господь призывает каждого человека к Себе. Господь зовет всех, но не все хотят слышать голос Бога. Самое главное, чего ждет от нас Господь, предоставляя нам свободу выбора, — это избрание пути Богообщения. Господь хочет, чтобы мы с Ним общались, поскольку мы его создания, и дело, может быть, не столько в спасении души (хотя, конечно, это главная цель в жизни человека), сколько именно в Богообщении. А говоря более точно, то, что называется «спасением души человека», и есть Богообщение. Говоря о том, что Небесное Царство заключается в одном человеке, Господь указывает нам на то, что, начав общаться с Ним уже в этой, земной жизни, мы и становимся гражданами этого Царства.
— Бог, стало быть, личность, а вера — не просто идеология?
— Да, это не идеология, навязываемая кем-то людям. Человеку надо постараться понять, что Бог милостив, и каждый из нас в своей жизни ощущает присутствие Его милости, отдает ли себе в этом отчет или нет. Очень часто можно слышать: «Да, что-то такое есть», «Я во что-то такое верю в душе». Такие высказывания свидетельствуют о том, что у каждого человека есть опыт Богообщения, но создание Божье всячески отталкивается от своего Создателя, не хочет общаться с богом, уходит от этого общения, и это очень прискорбно. Очень часто люди прибегают к Господу в критические периоды своей жизни, в тяжелых обстоятельствах: «Ты мне помоги!» Эти люди никогда не забывали, что есть Тот, Кто создал все и Кто может помочь, но проявляют в данном случае потребительское отношение. Мой духовный наставник, замечательный духовник, под чьим окормлением я возрастал, говорит о том, что Господь не приемлет «торгово-промышленные отношения», когда люди приходят торговаться с Создателем: «Я дам тебе свечку, отбубню молитву, а ты мне — здоровье или еще что-нибудь…» Батюшка говорит, что нельзя думать, будто Господь — «пожиратель парафиновых или восковых палочек». Очень страшно, когда человек строит с Богом отношения на таких условиях: есть я — нечто такое необыкновенное, и есть Ты, Который обязан мне помогать, стоит мне только позвать. И в свете вышесказанного понятно, почему Церковь устами своих священнослужителей говорит о том, что не надо насильно привлекать верующим людям своих неверующих родственников, близких, знакомых в храм Божий, используя какие-то неблагоприятные обстоятельства в жизни последних. Говорят: «Иди в Церковь — тебе там будет хорошо, все твои проблемы разрешатся». Понятна неправильность такой позиции, ведь когда в отношении двух личностей есть нечистота, эгоизм — это, конечно, очень обидно.
Мы сами хотели бы по отношению к себе, вступая в интимные сферы общения (сфера духовная, религиозная — это интимная сфера человека, тайная, сокровенная), чтобы эти отношения были очень чистыми. И этого хочет от нас Бог. Самая главная основа, на которой можно и нужно строить отношения с Богом, — это любовь. И если ее нет, то пусть человек еще погуляет и подумает. Не надо торопить его с приходом в храм, толкать его к вступлению в сокровенные отношения с Творцом. Господь долготерпелив и многомилостив, и Он дает каждому из нас возможность подумать, определиться, решить этот самый главный вопрос нашей жизни, тут спешить не надо. Если человек будет пытаться серьезно решить этот самый главный вопрос, то Господь потерпит этого человека. И в этом выражение великой любви Создателя к Своему созданию. Главное, чтобы человек занимался решением этого насущного вопроса. Может быть, на каком-то этапе он решит: я не буду с Богом сейчас, а хочу посмотреть, что будет, если я буду так-то себя вести… Пусть человек попробует… И когда убедится, как страшно и опасно удаляться от Творца, когда он припадает, подобно блудному сыну в евангельской притче, к стопам Отца, тогда, верно, он уже не захочет удаляться на сторону далече, помня голод и горечь своих странствий. Так что если человек приходит к Господу, приходит к Богообщению, то это должно происходить на основе свободного волеизволения человека. Само посвящение человека в величайшее звание христианина должно происходить с полным осознанием того, что человек не может жить без Христа, без Его Церкви. В нашей Церкви есть традиция крестить младенцев. Наши оппоненты (баптисты, например) нас за это критикуют. Но дело в том, что мы крестим детей православных родителей, то есть двух людей, сознательно исповедующих Православие. Это их чадо, плод их любви, которому они дают самое лучшее, что имеют, в частности свою веру. И крестим мы младенцев за веру их родителей, за веру восприемников, то есть поручителей, которые сами веруют и обязуются воспитывать младенцев в Православии.
— Отец Александр, вы уже сказали относительно крещения взрослых людей. Но все же многие идут креститься, скажем, по традиции, потому что бабушка крещеная, мама крещеная. Правильно ли делают священники, которые проводят беседы перед крещением, ведут подготовку?
— Огласительные беседы перед крещением — обязательны. И порой результатом такого общения становится то, что человек… отказывается от таинства крещения. И это не поражение, это — победа! Если человек не понимал, причастником какого таинства он собирался стать, и, осознав это, решил повременить, — это, конечно, победа Православия. А если человек узнал, какие обязательства на него налагаются после того, как он станет христианином, какие возможности ему открываются, и с тем большей уверенностью приступает к таинству крещения — это тем большая победа. Но есть еще и такое, может быть, присущее каждому упрямство: что решил, то сделал. И при этом человек совсем ничего не хочет слышать ни об ответственности, ни об обязанностях. Идет напролом… Можно только посочувствовать. Конечно, к таинству крещения надо подходить очень строго и ответственно, не торопиться, но знать и помнить: «Без Церкви нет спасения».
— С другой стороны, не может ли так быть, что человек «просто так» окрестился, а Господь подействовал на его сердце Своей благодатью в таинстве?
— Конечно! Есть такие случаи. Стопроцентной уверенности, что человек готов, тем более в наше время, не может быть. Готовящийся ко крещению должен проходить оглашение. Бывает так, что человек может прекрасно знать догматы веры, но, приняв крещение, отходит от Церкви; но бывает и такое: человек, движимый внутренним убеждением (пусть он даже многого еще не знает из вероисповедания), уже после таинства начинает воцерковляться и становится истинным чадом Православной Церкви. Господь в сердце священника открывает, как нужно поступать в каждом конкретном случае.
— Как удержать крестившихся людей в храме? Приходская жизнь — организация, например, воскресных школ, паломнических поездок — способствует ли этому?
— Знаете, Марина, наверное, сама постановка вопроса неправильная. Во-первых, мы с вами говорим о том, что крещение — это закономерный этап воцерковления верующего человека. Ведь, строго говоря, нельзя крестить человека, если он не желает жить в Церкви, то есть если он участвует в этом таинстве лишь формально. Во-вторых, какую-то специальную деятельность для заманивания людей в храмы Божии никакой нормальный священник проводить не будет. Конечно, у православных пастырей болит душа за всех, но надо помнить о свободной воле, которую Господь дарует каждому человеку. Однако миссионерской и катехизаторской деятельностью мы должны заниматься…
— Но ведь ругают вас, что вы не миссионеры! Сектанты по улицам разгуливают, а православные батюшки молчат…
— Лучшая проповедь христианства — это жизнь во Христе. А воскресные школы, приходские библиотеки, беседы, общение, паломнические поездки — это является неотъемлемой частью этой жизни. То есть мы едем в паломническую поездку не для того, чтобы приобрести новых членов Церкви (хотя это может быть следствием такой поездки), но мы едем потому, что это одно из проявлений именно церковной жизни — посещение святых мест, общение, приобщение к таинственному.
Самое главное, человек приходит в храм, потому что Господь его приводит. Если, например, два человека решают идти по жизни вместе, становятся супругами, — самое прекрасное, когда этот союз происходит на основе того, что они просто любят друг друга. Не потому, что у одного есть дом, машина, а у другого что-то еще. А потому, что есть любовь. Тогда совместная жизнь и приносит этим людям радости и обретения, утверждение в важных истинах — даже, может быть, через горькие уроки. Это нормальная жизнь. То же происходит и с человеком, которого Господь привел в храм.
— Действительно, странно будет, если православный христианин начнет ходить по улицам, останавливать людей: «Вы знаете, как это здорово — Православие! Может быть, сходим в церковь?»
— Я уже об этом упомянул, можно распространить эту мысль: в церковь людей привлекает Господь, и дело человека — услышать в своей душе глас Божий и идти к Богу. Человеку дана свобода. Никакой человек не может убедить другого, что нужно веровать, если душа не обращенного к Богу человека еще не готова. Тот, кто хочет, кто готов услышать евангельскую проповедь, тому ее можно преподносить, и это условие для миссионерства. А преподносить ее всем подряд — даже вредно. Самая лучшая проповедь, еще раз повторю, — это личная жизнь каждого верующего человека во Христе. Святые отцы много об этом говорили. Обрубают фразу преподобного Серафима Саровского, но оставляют главное: «Спасись сам — вокруг тебя спасутся тысячи». Спрашивают: как понимать слова псалмопевца Давида: «Научу беззаконные путем Твоим»? Дескать, надо к этим беззаконным приходить и учить. Нет, своей жизнью научу! Они должны увидеть мое стремление исполнить заповеди Божии. Мы всегда ощущаем потерю мира с Богом. Какой-нибудь грех отдаляет нас от Господа. Конечно, это уже жизнь не в Боге. А если есть стремление сосредоточиться на внутренней жизни, каждую минуту проверять себя — насколько моя жизнь, помышления, поступки, решения соответствуют евангельским заповедям, тогда человек будет находиться в мире с Богом, будет жить во Христе. И если случится, что вследствие грехопадения утратит этот мир, то, покаявшись, восстановит его. Прекрасны слова блаженного Августина: «Люби Бога — и делай что хочешь». То есть мы возвращаемся к началу — к любви к Богу. Это основное. Что значит любить? Жить в союзе, в мире, в согласии с Творцом.
— А что вы ответите модернистам-обновленцам, которые говорят: «Да, Бог — Любовь, но Церковь для нас устарела, народ ничего не понимает в богослужении, необходимы реформы»?
— Людям, рассуждающим таким образом, нужно обратить внимание на самих себя и не говорить за весь народ. Потому что их позиция свидетельствует о глубоком непонимании того, что происходит в Церкви, они очень далеко отстоят от Творца, и хорошо, если это просто заблуждения. Так как приход человека в Церковь, жизнь каждого христианина в Церкви совершается не в силу каких-то подновленных порядков, облегчающих и делающих эту жизнь комфортной. Человек, пришедший в Православную Церковь, внявший Голосу Господа, становится учеником в самой главной школе земной жизни. Постепенно, получая урок за уроком, не бросая занятий, преодолевая первые трудности, начинает понимать, что происходит в храме, за богослужением. Человеку постепенно становится понятен язык, на котором говорит мать-Церковь. Церковнославянский язык — это язык нашей любимой матери, только мы в своих блужданиях забыли его, и не мать надо переучивать, а над собой делать усилие, чтобы вновь заговорить с ней на языке христианской души. И человека, искренне желающего понять все это, таинственным образом будет учить Сам Господь. Привлекает к себе людей Господь, учит их Господь, а священнослужители — только необходимое звено в устройстве божьей Церкви. И основная их задача — не уклоняться от тех законоположений, которые положил в Церкви Православной ее Создатель. А тем обновленцам, о которых вы говорите, не стоит выступать со своими предложениями и влезать в сферу, в которой они ничего не понимают (судя по их предложениям). Да, встречается очень много людей, которые говорят: «Я верю в душе, у меня есть Бог в душе, и мне не обязательно ходить в церковь». Люди, говорящие так, конечно, лукавят! Они занимаются самооправданием, одновременно зная, что их позиция расходится с Божьими заповедями. Если бы не нужна была Церковь для спасения человеческих душ, то Господь бы ее не создавал. Некоторые пытаются притягивать Небо к земле, но это гибельный путь. Если современный человек развратился и его жизнь расходится с Законом божьим, то человек должен исправиться с помощью Церкви, а не Церковь должна изменяться, чтобы найти общий язык с этим падшим человеком.
— Вы окормляете воинскую часть. Как среди военных дело с воцерковлением?
— Наш храм расположен в военном городке, наш приход — это жены, сестры и матери военнослужащих. С самими же военными людьми я встречаюсь уже в частях. Справедливо сказано, что Церковь и армия — это два крыла нашей Отчизны. Как дело с воцерковлением военнослужащих? Думаю, вы догадываетесь, какое это сложное дело, нас так долго и упорно отлучали друг от друга. но нельзя сказать, что все очень плохо. Бывает великая пастырская радость, когда чувствуешь душой: что-то запечатлевается в душах солдат. Я благодарен Господу, что Он благословил мне такое послушание, и также за то, что у меня есть отеческая любовь к нашим военнослужащим. Всякое бывает: и радости, и горести, но надо трудиться. Господь благословил — значит, надо этим заниматься.
— Батюшка, может быть, о работе в воинских частях мы когда-нибудь еще поговорим, а в заключение — пожелание читателям нашего журнала.
— Страна наша — Россия — всегда хранила святое Православие, а вера православная всегда хранила Россию. Что пожелать читателям? Русь святая, храни веру православную — в ней твое утверждение и спасение!


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru