Русская линия
Сегодня И. Седых16.04.2002 

Католики и православные никак не договорятся об одновременном праздновании Святой Пасхи

Псолезавтра православные встретят Светлое Воскресение Христово. Христиане-католики отпраздновали Пасху в минувшее воскресенье. В этом году даты главного христианского праздника на Востоке и на Западе разошлись на неделю. Зато 15 апреля 2001 года произойдет уникальное событие — все христиане будут праздновать Христово Воскресение в один день. Грядущее совпадение дало повод многим церковным деятелям призвать к преодолению календарных разногласий.
В 1997 году по инициативе Всемирного совета церквей этот вопрос обсуждался на конференции в Алеппо (Сирия). Увы, календарного единства достичь не удалось. Все участники согласились с важностью приверженности лунному календарю, принятому в 325 году Никейским собором, — праздновать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Но православные по-прежнему намерены в расчетах опираться на юлианский календарь, что не нравится католикам. Присутствовавшие на конференции миряне предложили было ввести фиксированную дату Пасхи, но еретическая идея была тут же отвергнута. Духовенству важно, чтобы дата Светлого Христова Воскресения соотносилась с указаниями, приводимыми в Евангелиях.

К истории вопроса

Расхождение в отношении даты Пасхи произошло во II веке. На Востоке праздновали Светлое Христово Воскресение в день еврейской пасхи, Песаха, 14 числа месяца ниссана, как это описано в знаменитом булгаковском романе. Но большинство церквей отмечали это событие в воскресенье, следующее после 14 ниссана. Во второй половине II века Виктор, епископ Римский, даже хотел отлучить азиатов, но потом смирился с определенным дуализмом.
Единый подход к вычислению праздника был определен только в IV веке на Никейском соборе. Казалось, что проблема решена, принятая система утвердилась повсеместно — Воскресение Христово должно отмечаться в воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Равноденствие установить легко, нет проблемы и с наблюдением полнолуния. На деле же в Никее была заложена бомба замедленного действия. В разных районах Земли равноденствие и полнолуние приходятся на разное время. Чтобы решить эту проблему, вселенская церковь решила определять дату равноденствия по Иерусалимскому меридиану. Дата Песаха определяется по древнееврейскому календарю в соответствии с фазами Луны. На Никейском соборе элемент полнолуния был вписан в действовавший в то время юлианский солнечный календарь, введенный Юлием Цезарем в 45 году до н.э.
В Средневековье день весеннего равноденствия определялся по солнечным часам, и с этой целью в итальянских церквях были созданы специальные «циферблаты». Когда Солнце проходило точку равноденствия, его луч через отверстие в куполе проецировался на линию, высеченную на мраморном полу. Впервые такую линию прочертили в 1475 году в Домском соборе во Флоренции. Затем математик Эньяцио Данти рассчитал ее местоположение для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Позднее Доменико Кассини добился еще большей точности в базилике Сан-Петронио в Болонье. Церковь позволила ученым провести расчеты, которые впоследствии принесли и вполне светскую пользу — еще в прошлом веке по церковным «циферблатам» устанавливались часы и составлялись расписания первых поездов. Тогда же стало очевидно, что сочетать лунный год, насчитывающий 354 дня, и солнечный, в котором 364,25 дня, отнюдь не просто. К тому же юлианский год отстает от реального хода светил на 11 минут. К 325 году «ошибка» календаря составляла 3 дня, и с тех пор дата Пасхи, привязанная к равноденствию, стала отставать от реального вращения Земли на один день за каждые 128 лет. В XVI веке это расхождение, составившее 10 дней, стало ощутимым.
Именно забота о точности проведения Страстной недели побудила папу Григория XIII предпринять реформу календаря. В октябре 1582 года были «изъяты» 10 дней, чтобы весеннее равноденствие пришлось на 21 марта по новому, григорианскому календарю, по которому весь мир ведет поныне счет своих дней. Работа тогдашних математиков и астрономов оказалась почти идеальной. Почти, потому что нынешний календарь опережает реальный год на 25,96 секунды, и в 4909 году разрыв мог бы достичь целого дня, если бы не регулярные корректировки всемирного времени.

У каждого свой праздник

И при едином всемирном времени даты Пасхи у разных церквей по-прежнему не совпадают. На Руси введение григорианского календаря было расценено как еще одно покушение на истинную веру, и Русская православная церковь сохранила приверженность юлианскому календарю. Реформы Петра ограничились тем, что было введено летоисчисление от Рождества Христова, а празднование Нового года перенесли с еврейского сентября на европейский январь. Но верность юлианскому календарю царь сохранил, и Россия догнала мир только в феврале 1918 года.
В 1923 году о переходе на григорианский календарь объявил и константинопольский Патриарх, однако он обладает лишь «первенством чести» среди других православных Патриархов и не может издавать обязательные для них распоряжения. Все же большинство православных церквей последовали его примеру, но с одним исключением — Пасху продолжают праздновать по юлианскому календарю (а финские православные даже Пасху празднуют вместе с католиками). Верность юлианскому календарю сохраняют Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также так называемые старостильники (верующие, не признавшие календарной реформы) в Греции, Болгарии и других странах. Впрочем, в России Патриарх Тихон в 1924 году объявил о переходе на григорианский стиль, но спустя несколько недель отменил свое же решение — клир и прихожане решительно выступили против новшества.
Сегодня русские православные иерархи также объясняют нежелание вводить григорианский календарь тем, что это вызовет неприятие со стороны верующих. Да и те церкви, которые в целом следуют этому календарю, не торопятся отмечать Пасху вместе с западными христианами. Как заявил «Сегодня» один православный епископ, потребуется немало лет и усилий, прежде чем православие примет рекомендации Алеппо. И все же новая конференция по определению даты Пасхи, намеченная на 2001 год, оставляет надежды на то, что христиане всех стран и народов будут праздновать Пасху одновременно.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru