Прочие периодические издания | 16.04.2002 |
США заинтересованы в том, чтобы не допустить возможности конструктивного диалога России с мусульманским миром в новом тысячелетии, — это главный вывод книги Загира Друхова, название которой вынесено в заголовок.
В книге, рассчитанной на широкую читательскую аудиторию, анализируется деятельность наиболее влиятельных экстремистских и террористических групп, в той или иной форме активно проявляющих себя в мусульманском мире, исследуются первопричины и формы экстремистских проявлений в исламе.
Пристальное внимание автор книги, являющийся заместителем министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, уделяет роли и месту политического ислама в событиях на Северном Кавказе, сращиванию его наиболее экстремистского направления с теорией и практикой международного терроризма, используемого зачастую в достижении геополитических задач.
Как отмечает в своей работе З. Арухов, экстремизм в исламе получил наибольшее распространение в последние три десятилетия, причем зона его воздействия и влияния расширилась от локального до международного масштабов. Нельзя не согласиться с выводом автора о том, что современный исламский экстремизм преследует вполне осознанные цели.
Речь, во-первых, идет о навязывании обществу основ исламского теократического государства даже вопреки тому, что, скажем, тексты Корана и сунны допускают функционирование мусульманской общины в рамках любой светской политической системы. Далее речь идет о внедрении в общественную практику норм шариата, сформировавшихся еще в VII — VIII вв. Наконец, как отмечает автор, третьей, но не менее важной целью экстремистов является восстановление правления халифата.
Обозначается несколько факторов, стимулирующих, а порой и провоцирующих рост числа экстремистских групп в исламе, радикализацию их движения. В книге довольно подробно подвергнут анализу один из ключевых факторов, идентифицированных как «Государственное покровительство и субсидирование».
В качестве наглядного примера автор рассказывает о создании на территории Азербайджана полувоенных лагерей при участии и силами хорошо известных фундаменталистских исламских организаций — «Всемирной ассамблеи исламской молодежи», «ал-Ибрагимийа» и «Организации исламского спасения». Все они открыли в Баку свои штаб-квартиры, школы Корана во главе с арабами — гражданами Саудовской Аравии, Судана, Афганистана и других стран.
Речь идет об использовании территории Азербайджана для дестабилизации положения на юге России. З. Арухов напоминает читателям о том, что некоторые официальные лица в Баку поощряли подготовку религиозных экстремистов к бандитским действиям на территории Дагестана и Чечни, лидеры которых не ограничивали свои устремления границами России и СНГ.
Автор обращает внимание на то, что боевые действия моджахедов против режима Наджибулы после вывода советских войск из Афганистана организационно и материально обеспечивались извне с учетом политической «целесообразности» известных стран. Так, США истратили на войну в тот период 3 млрд. долларов, такую же сумму вложили в «дело» воины ислама из соседних стран, а 10 млрд.
было получено от колумбийских наркокартелей.
Примечательно, что, исходя, в первую очередь, из собственных политических интересов, после 1994 года Вашингтон направил свой финансовый поток уже в казну исламских террористов из движения «Талибан».
В книге подробно рассматриваются методы деятельности, программные установки многочисленных исламских группировок, нередко военизированных, заявляющих о себе в современном мире. В числе 13 описанных автором организаций особое внимание уделяется «Исламскому джихаду». Он полагает, что в известной террористической деятельности «Исламского джихада» наиболее ярко проявляются идейные установки радикальных исламских групп. Есть сведения о причастности эмиссаров из упомянутого «джихада» к подготовке и вооружению бандформирований в Чечне.
В очерке «Политический ислам и природа религиозного экстремизма на Северном Кавказе» З. Арухов исследует эту сторону вопроса. Он констатирует, что «накануне вооруженного вторжения в Дагестан на территории Чечни были созданы условия для подготовки боевиков из различных мусульманских стран», в частности, Афганистана, Пакистана и Судана. Приводится точка зрения ряда американских экспертов, в том числе советника по вопросам антитеррористической деятельности Конгресса США Юсефа Бодански, на цели и задачи навязанному Москве извне чеченского конфликта.
По их мнению, речь идет о возможном создании на территории Дагестана и Чечни независимого исламского государства на принципах шариата. Впрочем, территория этого государства не должна ограничиваться лишь западным побережьем Каспийского моря. «Исламизации» и дестабилизации должен подлежать каспийский регион в целом, богатый запасами нефти.
Читатель получает доказательства того, что в подобном развитии событий могли быть заинтересованы сами США, которые открыто заявляют о наличии своих «жизненно важных интересов» в этом районе мира. Ведь Вашингтон давно взирает на Каспий и прилегающие районы как на возможный сырьевой придаток в грядущем веке.
По мнению некоторых самих исламских лидеров западные державы, в первую очередь США, кровно заинтересованы в энергетических ресурсах Кавказа, а, следовательно, непрочь насадить здесь вассальные, марионеточные режимы, которые были бы не в состоянии мешать перекачке нефти по наиболее выгодному для Запада маршруту.
Подчинение интересам стратегии проявлений исламского экстремизма в различных районах мира давно стало важным элементом внешнеполитической доктрины Вашингтона. Исламский радикализм американские стратеги хотели бы использовать для укрепления собственного «реального лидерства» в мире, не считаясь с неизбежными в практике «двойной игры» негативными последствиями для мирового сообщества.
Специфика интересов США, заключает Загир Арухов, состоит в попытках не допустить возможности конструктивного диалога России с мусульманским миром в новом тысячелетии.
Судя по всему, экстремизм в современном мире в любом его проявлении есть не что иное, как отражение и проявление глобального противоборства за новые сферы политических, экономических и военно-стратегических интересов.