Российская газета | 16.04.2002 |
Двухметровая мозаичная икона, обращенная ликом к Красной площади, — точная копия прежней, фресковой, уничтоженной в 1917-м. Историческое место над Никольскими воротами готовится занять и образ святителя Николая Можайского. Роспись по стене с изображением святого пострадала под огнем шедших на штурм Кремля революционных отрядов. Обе иконы — дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Кремлю в год 2000-летия Рождества Христова.
Идея воссоздания священных изображений на их прежнем месте возникла в ходе реставрации стен и башен Кремля, осуществляемой по решению Правительства РФ. Как рассказала директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Ирина Родимцева, на всех четырех башнях Кремля как с внешней, так и с внутренней стороны сохранились выемки, в которых прежде находились фресковые изображения. На реставрационном совете музея-заповедника было предложено воссоздать в соответствии с исторической иконографией образы на Спасской и Никольской башнях. Однако с учетом состояния окружающей среды и интенсивности транспортного движения в центре столицы эксперты посчитали применение фресковой техники нецелесообразным и высказались за более долгосрочный материал — смальту.
30 марта в Московском художественно-промышленном университете имени Строганова состоялась приемка воссозданных икон. Эксперты в лице Ирины Родимцевой и ее коллег — специалистов по древнерусскому искусству из кремлевских музеев и Третьяковской галереи, начальника Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Виктора Виноградова, академика Международной Славянской академии наук, образования и искусства Веры Брюсовой, директора научно-технического реставрационного предприятия по реконструкции стен Московского Кремля («Ресма») Сергея Плеханова, руководителя мастерской Мосстройпроект-2 заслуженного архитектора Анатолия Климочкина подтвердили соответствие воссозданных икон ранее утраченным и рекомендовали их к установке на башнях Кремля.
Для наших предков Кремль и Красная площадь были не только местом, где совершались главные события государства Российского, но духовным центром святой Руси. Складывавшийся на протяжении веков архитектурный ансамбль Москвы напоминал об отеческой истории, в которой реальные события тесно переплетались с церковным преданием.
Вход на Красную площадь охраняла поставленная в часовне у Воскресенских ворот чудотворная Иверская икона Божией Матери, привезенная в Москву в 1648 году с Афона. В Казанском соборе православный народ поклонялся всенародной заступнице Казанской Богоматери, принесенной в Смутное время в Москву народным ополчением во главе с Димитрием Пожарским, изгнавшим из Кремля польских шляхтичей. Памятником другой победы — взятия Иоанном Грозным Казанского ханства — возвышался с другой стороны Красной площади величественный храм Василия Блаженного.
Да и сама Кремлевская стена строилась не только как крепость для отражения врагов, но и как духовный щит Отечества. В 1464 году лицевой фасад главных ворот Кремля, называвшихся до XVII века Фроловскими — по близстоящему у Мясницких ворот храму Фрола и Лавра, — впервые был украшен рельефом с изображением Георгия Победоносца. С этого времени воин на коне, поражающий копьем дракона, стал гербом первопрестольной. После перестройки ворот рельеф с гербом Москвы был перенесен в храм святого Георгия в Вознесенском монастыре Кремля. А над воротами Спасской башни над проездной аркой в киотах появились композиции: со стороны Красной площади — «Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», а со стороны Кремля — «Богоматерь Печерская с предстоящими митрополитами Петром и Алексием», а над ней — «Спас Нерукотворный».
Появление на воротах образа «Спаса Смоленского» — а именно этот образ воссоздан в наши дни — историки связывают с взятием Василием III Смоленска в 1514 году. Вступление войск Василия III в Смоленск произошло 1 августа, когда Церковь отмечает праздник Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, или первый Спас. Иконография образа в России известна с середины XIV века. Спаситель изображен здесь в полный рост с опущенной благословляющей рукой, в левой руке — раскрытое Евангелие. Внизу Спасителю на коленях предстоят святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхней части иконы изображены ангелы.
По словам отца Михаила, все время работы над образом он постоянно ощущал духовную поддержку: об успешном завершении труда молился келейно Святейший Патриарх, в Братцевском храме ежедневно читались акафисты Спасителю и Неусыпаемая Псалтирь. Трижды приезжал в мастерскую при храме монах с острова Залит, под Санкт-Петербургом, передать благословение от известного старца Николая (Гурьянова). И в ответ приходила помощь свыше. Когда никак не удавалось подобрать нужный колорит для ризы Спасителя, в мастерской неожиданно появился человек из Дивеевской обители — геолог по профессии, высыпал на стол привезенные с собой камушки. И отец Михаил глазам не поверил: голубая смальта с золотыми прожилками будто специально была подобрана для недостающего в цветовой гамме звена.
Редкая порода смальты с примесью золота была обнаружена при восстановлении знаменитой Канавки вокруг Дивеевского монастыря, рыть которую начал сам преподобный Серафим Саровский на том месте, где, по преданию, явилась ему Сама Божия Матерь. Православные люди хорошо знают это предание. Своим пророческим даром святой предвидел страшные гонения, которые ожидают Церковь в ХХ веке, и горячо молился Богородице о спасении основанного им монастыря. Явившаяся подвижнику Дева Мария повелела ему вырыть канавку вокруг обители с тем, чтобы ни один человек с недобрыми намерениями не смог подойти близко к монастырской ограде. В годы репрессий, когда по всей России разоряли святые места, Дивеевская обитель сохранилась дольше всех — до 1927 года.
Найденные на этом месте необычного цвета камушки монахини назвали «слезки Богородицы». Веруя, что это сама Царица Небесная плакала, когда разоряли монастырь. И еще заметили насельницы, что, когда камушки вносили в дом или келью, к жившим там людям приходили благодатная помощь и исцеление. Чудесные события произошли и в Покровском храме, где служит батюшка: к Светлой Пасхе удалось полностью завершить реставрационные работы, до этого тянувшиеся не один год.
Москва