Независимая газета | 16.04.2002 |
Опасность нравственного беспредела в сегодняшнем российском обществе столь велика и очевидна, бороться с нею надо немедленно. Трудность заключается в том, что необходимо искать такой способ восстановления нравственности, который нашел бы поддержку в обществе, и такую форму обсуждения этих проблем, которая будет принята людьми.
Жизнь «белая» и «черная»
Убеждать в пользе нравственности — значит ломиться в открытую дверь. Нравственность есть, потому что люди острейшим образом реагируют на ложь, клевету, беззаконие в отношении их лично. Но в реальной жизни России масштабы нарушения нравственных стандартов поведения превысили все мыслимые пределы. К тому же все наши проблемы принято обсуждать и решать только на рациональном языке экономики и права. «Курс рубля», «иностранные инвестиции» стали магическими заклинаниями. С этими понятиями связываются надежды на восстановление России. Однако время идет, а ситуация в стране усугубляется. Так следует ли рассчитывать на то, что здоровая экономика породит нравственное поведение? А может быть, нравственное поведение — условие появления сильной экономики? Или нравственность и экономика — это параллельные, не связанные между собой явления?
Пока же в стране сформировались две нравственные реальности: «аппарат государства», который публично исповедует все обязательные нормы цивилизованной жизни, и «жизнь государства», где эти нормы фактически не действуют.
Совершенно очевидно, что, сделав ставку в управлении обществом на материальные, физические инструменты, государство допустило ошибку, которая ныне угрожает ему самому. Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления огромными массами людей. При этом никто не говорил открыто о бесполезности нравственных ценностей — чести, совести, правды, верности, долга, — но очень многие своими действиями уничтожали их влияние. Неограниченные права на власть в стране получили деньги и сила, независимо от их происхождения.
Жертвами приоритета материального над идеальным только сначала становятся самые слабые, потом очередь доходит и до самых сильных, а потом и до самого государства. В результате страна теряет управляемость. А это уже угроза национальной безопасности.
Социологи и политологи основательно исследовали жизненные ценности, которые сегодня представляются нашему народу более или менее актуальными. В этот список входят: семья, безопасность, достаток, закон, мир, права человека, справедливость, стабильность, порядок, достоинство, совесть, труд, духовность, демократия и т. д. Предполагается, что они могут быть обретены путем интенсивного применения инструментов власти и денег. Однако на практике такой образ действия лишь ухудшал жизнь людей.
В том-то и дело, что в действительности жизненные ценности вторичны по отношению к первичным, высшим человеческим ценностям. Однако обсуждение последних оказывается делом сложным, непривычным, чрезвычайно щепетильным. Понятия, описывающие смысл человеческого бытия, могут быть приравнены к личной тайне, остро задевают самые чувствительные стороны личности и крайне редко используются вне профессиональных аудиторий. Но если нравственность не будет обсуждаться и насаждаться, все другие инструменты управления огромными массами людей окажутся беспомощными. Формировать высшие человеческие ценности общество может путем воздействия на образ жизни, жизненную позицию, мировоззрение людей.
Российский стандарт
Образ жизни — система принципов и правил сохранения физического и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность жизни граждан страны. Когда-то в СССР применялся термин «американский образ жизни», под которым подразумевались джинсы, банки кока-колы, голливудские фильмы, жевательная резинка и т. п. Хорошо это или плохо, но США стали законодателями мировых мод на дороги, компьютеры, небоскребы, кинофильмы. Американцы потратили огромные усилия на создание комфортного жилья, быстрого обслуживания, доступного транспорта, удобной одежды, дежурной улыбки. Все это пришлось принять нашей стране вместе с массовой автомобилизацией, памперсами, прокладками, аэробикой и многим другим — пришлось принять, потому что наши стандарты не выдержали конкуренции с американскими.
Но существует ли российский стандарт образа жизни? Как преодолеть сокращение населения России на миллион человек в год, превращение стариков в изгоев общества, варварское отношение к детям, пьянство, хамство в общении, преждевременную смертность мужчин? Можно, конечно, оправдывать «свинцовые мерзости» кризисным состоянием экономики, плохим питанием, произволом властей, тяжелой наследственностью и т. п. Однако нежелание иметь детей или сживание со свету стариков имеет нравственные, а не экономические корни.
За образом жизни стоит высшая ценность, которая дает силы делать невозможное. Это она дает силы женщине без обеих ног родить нескольких детей, слепому — писать картины, больному — встать со смертного одра. Она позволяет преодолевать внешние обстоятельства, которые заставляют слабых запить горькую, отнять кусок хлеба у старика, сбежать от собственного ребенка. Каждая минута нашего существования оплачена любовью родных и неизвестных нам людей. Никакие стандарты образа жизни, для соблюдения которых требуется мощное внутреннее усилие, не могут обойтись без стремления к такой ценности, как любовь. Немногие знают, что только любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всегда надеется, все превозносит». Но в практических интересах любого человека — следовать этим заповедям.
У России есть альтернатива: или выживать за счет эффективного использования своих ископаемых ресурсов, или жить с опорой на свои человеческие ресурсы. Правда, для этого последние должны быть конкурентоспособны с человеческими ресурсами других стран. Едва ли это возможно без здорового образа жизни, в основе которого как раз и лежит готовность терпеть, никому не завидовать, не раздражаться, не бесчинствовать. Нет необходимости изобретать список нравственных ценностей, которые формируют современный образ жизни. И если в России этим никто не будет заниматься, то нам придется или довольствоваться хаосом в поведении сограждан, или заимствовать чужой образ жизни. Очевидно, что перед Россией стоит проблема собственных нравственных стандартов образа жизни. В реальной политической деятельности можно слово «нравственность» не употреблять, но не стоит его забывать.
Труд — высшая ценность или наказание?
Жизненная позиция определяется главным образом отношением к труду: по одну сторону баррикады труд считается высшей доблестью, наградой для каждого человека, по другую — унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными способами. Баланс между этими позициями определяет могущество государства или его беспомощность. Совершенно очевидно, что главной причиной развала СССР и нынешних проблем России является крайне низкая производительность и качество труда в стране. Все российские кризисы — Смутное время, Петровские реформы, революции 1917 и 1991 гг. — были обусловлены неконкурентоспособностью товаров российского производства или их отсутствием. Решить вполне материальную проблему производства нельзя без решения идеальной проблемы — жизненной позиции граждан России.
Конечно, недопустимо считать, что гражданам России изначально присуща склонность плохо работать. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что трудящиеся в СССР в массовом порядке использовали все возможные тогда приемы уклонения от труда: тунеядство, прогулы, симуляции, курилки, имитацию работы, невыполнение норм выработки, приписки, технические остановки и т. д. В стране становилось все меньше эффективных работников, способных создать потребительную стоимость. Положение не улучшилось и после 1991 г.: в новых условиях частного производства отношение к труду осталось прежним. Теперь для выполнения работ, требующих высокого качества, Россия ввозит иностранных рабочих. Несомненно, есть причины подобного положения на нашем рынке труда: это отсутствие эффективной трудовой мотивации и разложение системы подготовки людей, способных к квалифицированному производительному труду.
Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира. Дело в том, что труд — это потребление рабочей силы, которое требует предельного напряжения воли работника. Волевое усилие тяжело дается, и возбуждается оно только очень сильной мотивацией, которая базируется на мощнейших нравственных ценностях. Даже если мотивация выстроена, ее приходится изменять каждые 25−30 лет из-за совершенствования средств и предметов труда, прихода на производство новых поколений работников. В связи с этим происходят реформы, революции, смена руководителей стран и правящих партий — все они приносят новые модели трудовой мотивации. Именно в этом основа подавляющего преимущества западных производителей над Россией, эксплуатирующей устаревшую модель мотивации к труду без всяких изменений уже много лет. Нашим работникам до сих пор предлагают такую же мотивацию к труду, какая существовала при Иване Грозном и при Сталине, в лучшем случае — систему Тейлора, изобретенную в США в конце прошлого века. И работают они — соответственно.
Таким образом, перед страной, если она намеревается сохранить свое положение в мире, стоит задача разработать новую систему побуждения к труду. Эту задачу не смогли решить ни Александр II, ни Николай II, ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев, и в результате мы дважды потеряли страну. После 1991 г. политический процесс в России двинулся в сторону раскрепощения производительных сил, но остановился, когда новые работодатели поняли, задачу какой сложности предстоит решить, — побудить народ работать так же эффективно, как работают японцы или американцы. Вывозить сырье и деньги за рубеж оказалось много проще, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. Но сохранить свой человеческий облик народ может только в процессе производительного труда. Незанятость страшна не только тем, что у людей нет средств к существованию, но и тем, что без труда разрушаются высшие психические функции, которые делают человека человеком. Эту нравственно-политическую проблему предстоит решить лидерам нашей страны.
Мировоззрение и вера
Мировоззрение — это совокупность нравственных ценностей, которые делают человека сторонником или противником определенных общественно-исторических отношений. Мировоззрение вполне конкретно проявляется в материальной жизни людей. Самое поверхностное проявление безнравственного мировоззрения — это физическое уничтожение любого рукотворного объекта, если он никем не охраняется. Уничтожаются телефоны-автоматы, уличные скамейки, транспортные павильоны, оборудование электричек, оставленные без надзора здания, памятники, промышленные объекты, парадные жилых домов и т. д. По этой причине Россия практически не сохранила своих памятников старины, уничтожавшихся при малейшем ослаблении государственной власти. Обычно это явление именуют вандализмом, но в России оно не сводится к простому варварству.
Не все обращают внимание на то, что бытовому вандализму сопутствует вандализм политический, когда «представители народа» разрушают собственное государство энергичнее, чем самые заклятые внешние враги. Большую часть того, что потеряла Россия за обозримый исторический период, уничтожили не внешние враги, а внутренние вандалы. Среди их жертв — дважды преданное государство, миллионы соотечественников, убитых их руками, тысячи разрушенных храмов, десятки тысяч снесенных с лица земли дворянских усадеб, миллионы сожженных книг. Они лишили Россию не только памятников старины, но даже природного ландшафта: в стране исчезают пейзаж и архитектура, на которых можно остановить взгляд. Шайка уличных вандалов — ничто по сравнению с организациями политических разрушителей, которые превратили прекрасную страну в помойку и сырьевой карьер. Но у вандалов всех мастей общая природа — безнравственное мировоззрение.
Безнравственность мировоззрения обнаруживается и в форме «фени» — уголовной и нецензурной лексики. Получив широчайшее распространение среди населения, включая представителей культуры, образования, науки, управления, она породила соответствующий ей взгляд на жизнь. Так случилось, что через систему тюрем и лагерей было пропущено около половины населения России. Подобная школа жизни отвратила от государства множество граждан, которые стали говорить на двух языках одновременно: государственном (цензурном) и криминальном (нецензурном). С одной стороны, эта «школа» мешает поднимать вопросы нравственности и морали. С другой стороны, с ее помощью была выстроена идеология «черного нала», «теневого производства», «черного суда». Эта «школа» породила множество форм противодействия государству: от предупреждения водителей о засаде гаишников до выборов депутатов всех уровней из числа антигосударственников. Антигосударственники доминировали в Государственной Думе при Николае II, они и сейчас представлены в органах власти.
Причиной всех видов вандализма является утрата веры в существование и значимость высших нравственных ценностей. Массы людей в России не верят никому и ничему, они считают, что весь мир враждебен им, что им в этом мире ничего не принадлежит. Поэтому они и разрушают все вокруг себя. Ни сила, ни деньги не могут быть эффективны в управлении этой частью общества. Поэтому основные усилия общества и государства должны быть сосредоточены на возвращении людям веры, сила которой многократно превосходит власть денег и оружия. Добиться того, чтобы люди обрели веру, — историческая задача, которая входит в обязательные функции государства. Не столь важно, какова вера того или иного гражданина России, — важно, чтобы она была.
Гуманитарный вакуум
Образ жизни, жизненная позиция, мировоззрение, в свою очередь, являются только условиями достижения высшей, интегральной ценности, название которой практически табуировано. Только в состоянии крайнего вдохновения или возбуждения или тогда, когда аргументы исчерпаны, а все другие слова ничего не объясняют, люди позволяют себе признаться, что они хотят быть счастливыми. Но самое скрываемое желание является самым подлинным и самым сильным. В меру своего опыта и образования каждый человек почти интуитивно выстраивает свое счастье. Он делает это, кем бы он ни был и как бы он ни объяснял свое поведение.
Проблема счастья не является личным делом каждого отдельного человека. Стремление к счастью есть та пуповина, которая связывает гражданина и государство. На пути к этой высшей ценности возникают и труд, и любовь, и вера. Государство несет ответственность за то, счастливы его граждане или нет. В роковой тайне достижения счастья скрыта как сила объединения людей в государство, так и причина распада государства. Косвенным образом каждый политик и каждая политическая сила обещает людям именно счастье. Но при этом речь идет не непосредственно об этой цели, а о материальных условиях ее достижения: зарплате, социальной защите, правах личности и т. п.
Трудность обсуждения понятий такого уровня не в том, что «этого» нет, а в том, что «этого» нельзя понять без слов и мыслей, которые содержатся в поэзии, литературе, в гуманитарном образовании вообще. Сейчас, когда поэзия, литература и другие составляющие гуманитарного цикла из-за своей экономической нерентабельности почти прекратили существование, вместе с ними из размышлений, намерений, планов, разговоров, действий масс людей ушли слова и мысли о фундаментальных мотивах их поведения. Никогда ранее Россия не была так бедна на философские разговоры, которые побуждают к служению обществу на поле боя, в труде, в науке. Поэтому фундаментальные понятия из гуманитарного цикла трудно воспринимаются и даже вызывают отторжение.
Из-за этого гуманитарного вакуума, вакуума в области фундаментальных основ жизни, в обществе распространяется понимание счастья как чувства высшего довольства чем-либо. Поэтому усилия множества людей, огромные средства и силы тратятся на поиск плотских наслаждений. Гуманитарный вакуум необходимо преодолеть, а для этого — распространить представление о том, что счастье есть переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Это должно понимать государство, задача которого — раскрепостить граждан и дать им возможность раскрыть свои лучшие качества. Это полезно знать гражданам, многие из которых в поисках своего счастья идут на нарушение нравственных норм. Если государство даст людям возможность самоосуществиться, то оно получит их массовую поддержку, и проблема восстановления нравственности будет решена. Тогда и исчезнет угроза нашей национальной безопасности.